В издании «После.Медиа» вышла статья антропологов Юлии Лернер и Варвары Претер о специфике отношения российских эмигрантов к израильскому режиму:
«"Путинская алия" — <…> группа иммигрантов из России 2010-х годов, чья иммиграция тесно связана с неприятием режима Путина <…>. 24 февраля 2022 года стало новым, гораздо более сильным толчком для новой волны иммиграции из России, в Израиле ее сразу прозвали «военной алией».
Основную часть «путинской» и «военной алии» составляют представители нового российского среднего класса. <…> Новый средний класс характеризуется тем, что обладает высоким культурным капиталом (наряду с экономическим), имеет развитые потребительские практики <…>.
24 февраля 2022 года <…> (дало эмигрантам – Полит.Ру) возможность сравнивать израильско-палестинский конфликт с тем, что происходит в Украине. В то же время в Израиле весной 2022 года вспыхивает волна терактов и насилия, получившая название операции «Волнорез». Насилие, ассоциирующееся с одним обществом, к которому недавние иммигранты принадлежали, накладывается на насилие, которое они видят в обществе новом. <…> Иммигранты вольно или невольно сравнивают одну реальность с другой, и работа сравнения, как правило, производит критический взгляд на израильскую политику.
<…> Схожесть (риторики израильских властей – Полит.Ру) с риторикой российских властей становится очевидной. <…>
Формирование крайне правой коалиции под руководством Нетаньяху по итогам выборов в Кнессет 2022 года вызвало эмоциональную реакцию у избирателей из «путинской алии»: они тут же связали свой опыт наблюдения за авторитарным поворотом в России с динамикой израильского режима. Возвращение Нетаньяху на новый срок сравнивалось ими с тем, как Путин удерживал власть и как постепенно корректировались правовые механизмы в его пользу.
<…> Это дает основания полагать, что сравнительная оптика — само стремление постоянно сравнивать авторитарный поворот в Израиле с диктатурой в современной России (и с тем, что ей предшествовало) — позволяет иммигрантам формулировать более четкую и активную гражданскую позицию внутри Израиля. <…>
Новые иммигранты из путинской России <…> принимают свое право стать полноправными гражданами Израиля как нечто естественное. <…> Однако эта позиция отличается от позиции советской еврейской интеллигенции, приехавшей в страну в 90-е. Она происходит не из позднесоветского представления об этнонациональной иерархии, а тесно связана с их социальным и классовым положением в России, с их профессиональным космополитическим этосом, с транснациональными идентичностями и практиками, а также с жизнью в постоянно напряженных и амбивалентных отношениях с властью. <…>
«Путинская алия» сегодня раскалывается надвое. Те, кто поддерживает правый и националистический нарратив, как правило, либо отрицают саму возможность сравнения политической трансформации России и Израиля, либо видят исключительно различия между ними. Те, кто сегодня присоединяются к леволиберальной части израильского общества, обычно живут в сравнении».