В журнале «Дискурс» вышел материал, рассказывающий о роли колониальной политики европейских империй в геноциде тутси в Руанде:
«Средний тутси слегка выше среднего хуту, кожа его немного светлее, а нос — чуть больше. Вот, в общем-то, и вся разница. <…> О какой-то великой вражде между народами письменных свидетельств нет.
Средневековье вынесло тутси на вершину феодальной пирамиды. Повезло — объединились чуть раньше, завоевали чуть больше, провели успешные земельные реформы с акцентом на скотоводство. <…> Так тутси стали преимущественно править, а хуту — преимущественно работать. Расовые отличия закрепились как классовые. <…>
В конце XIX века в Руанду приехали немецкие колонизаторы и привезли с собой то, в чем разбирались лучше всего: капитализм и расовую теорию. <…> Предполагая, что тутси ближе к европеоидной расе, немцы всячески способствовали закреплению их доминирующего положения.
<…> После Первой мировой войны Руанда перешла под протекторат Бельгии. Бельгийцы хотели выращивать кофе, поэтому решили закрепить роль тутси в Руанде и заручились их поддержкой. <…> В Руанду привезли ученых-евгеников, которые измерили черепа местных жителей и пришли к выводу, что тутси этнически «выше» хуту. Заодно провели перепись населения и ввели систему удостоверений личности с обязательным указанием этноса. Благодаря этой отметке во время геноцида 1994 года радикалы хуту будут вычислять тутси. <…>
После окончания Второй мировой хуту начали борьбу за освобождение как от колониального гнета бельгийцев, так и от внутреннего гнета тутси. Посчитав, что хуту правы и Руанде срочно нужна демократизация, Бельгия поддержала передачу ключевых постов в молодом государстве представителям большинства, то есть хуту. Руанда наконец обрела независимость, а хуту, зараженные ресентиментом к бывшим хозяевам жизни, — власть.
<…> В 1980-х осевшие в Уганде беженцы-тутси и сочувствующие им умеренные хуту образовали Руандийский патриотический фронт (РПФ) и начали совершать партизанские вылазки в Руанду, воюя с правящим режимом хуту. К началу 1990-х РПФ смогли перейти <…> к полноценному гражданскому конфликту <…>. Война продлилась три года и привела к геноциду».