Декан школы международных отношений Колумбийского университета Керен Ярхи-Мило и профессор политологии Колумбийского университета Лаура Ресник Самотин пишут в Foreign Affairs о том, что рациональный подход к оценке действий диктаторов часто не работает:
«Модель рационального индивида (rational actor model – Полит.ру) предполагает, что существуют универсальные и объективные критерии, которыми пользуются политики для принятий решений. На самом деле, их не существует. Разные лидеры имеют различные приоритеты, и они уделяют внимание разным сторонам получаемой информации. Взгляните, например, на Карибский кризис. Согласно тому, что выявил политолог Джонатан Реншон, политическое руководство США не смогло предвидеть решения СССР разместить ядерное оружие на Кубе, потому что оно не проанализировало ситуацию с точки зрения видения Никиты Хрущева. Вместо того, чтобы оценить ту выгоду, которую может заполучить Москва – а именно военные и психологические преимущества размещения ракет недалеко от побережья Флориды – американские политики сделали акцент на больших издержках и высоком уровне риска, словно Хрущев оценивал ситуацию так же, как и они.
Иракское вторжение в Кувейт служит вторым примером иллюстрации вышеупомянутого тезиса. Летом 1989 года Национальная разведка утверждала, будто, несмотря на то, что Саддам, возможно, и хотел бы поиграть своими мускулами, лидер Ирака вряд ли станет атаковать Кувейт, так как он вместо этого будет занят восстановлением своих вооруженных сил после ирано-иракской войны. Как утверждала американская разведка, Саддам благоразумно решит заняться выплатой больших долгов, которые накопились за время войны с Ираном, а не участием в очередном конфликте. Однако, с точки зрения Саддама Хусейна, захват прибыльных нефтяных месторождений в Кувейте как раз и должен был помочь ему решить проблему с выплатой долгов и сохранить его режим. И его недавняя победа в войне с Ираном, где его поддержал весь арабский мир, придала ему уверенности в том, что он сможет аннексировать Кувейт без какого-либо сопротивления со стороны международного сообщества».