Издание Re:Russia анализирует причины теракта в «Крокус Сити Холл»:
«До 2018 года Таджикистан являлся главным поставщиком террористов-смертников для ИГИЛ (признана террористической и запрещена в России) <…>. На сторону ИГИЛ* переходили даже представители таджикских силовых органов <…>.
Тот факт, что именно Таджикистан оказался наиболее уязвим для пропаганды ИГИЛ*, вполне объясним. Этому способствует наличие длинной неохраняемой границы с Афганистаном, а также общая культура, религия и язык <…>. Еще более объясним этот факт в контексте гражданской войны 1992–1997 годов, в которой правительству противостояли исламисты. Закончить войну удалось, лишь предоставив Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) места в правительстве и парламенте, что обеспечивало легализацию исламистских сил и снижало привлекательность экстремистской идеологии <…>. Однако в 2015 году президент Эмомали Рахмон объявил ПИВТ террористической организацией и начал бороться с исламизацией страны. Власти насильно сбрили “слишком длинные” бороды 13 тыс. мужчин, закрыли около 160 магазинов хиджабов и прекратили работу сотен мечетей. <…> Систематические гонения на ислам в наиболее мусульманской стране Центральной Азии <…> вызвали ожесточение населения и привели к расширению экстремистского подполья.
Экономически неэффективная таджикская автократия борется с исламизацией общества, используя репрессивные методы, но это ведет лишь к радикализации мусульман. По ВВП на душу населения Таджикистан занимает последнее место в СНГ <…>. Эта нищета контрастирует с роскошью, которую семья президента Рахмона демонстрирует публично, в том числе в соцсетях, что позволяет ИГИЛ-Х* критиковать Рахмона за близость с Россией, тиранию и отступление от основ ислама <…>.
<…> При этом из-за невозможности найти заработок на родине около миллиона жителей Таджикистана ежегодно отправляются в Россию в качестве гастарбайтеров <…>. Здесь они сталкиваются с бесправием и ксенофобией. <…> Представители силового блока РФ акцентируют внимание на преступлениях мигрантов, несмотря на то что на их долю приходится лишь 2% правонарушений в стране. Все это способствует радикализации части таджикской трудовой молодежи, вынужденной, несмотря ни на что, зарабатывать в России. <…>
Последние два года пропаганда ИГИЛ* “была зациклена на России”, на руках которой “кровь мусульман в Афганистане, Чечне и Сирии” <…>. На этом фоне неспособность российских спецслужб предотвратить теракт в “Крокус Сити Холле” объясняется зацикленностью Путина — и вслед за ним всех силовых органов — на <…> (СВО — Полит.Ру), противостоянии Западу и борьбе с инакомыслием внутри страны. <…> Это идеологический фрейм определял крайнее недоверие российских властей к информации западных спецслужб <…>. Привычка фальсифицировать реальность в угоду пропагандистской картине мира проявилась и в реакции российских властей на теракт.
Успех терактов в Москве и Иране может побудить ИГИЛ-Х* удвоить усилия по нанесению ударов в Европе. <…> Сцены публичного садизма в отношении задержанных, намеренную утечку которых допустили силовики, могут отозваться новыми терактами, предотвратить которые будет не так просто, учитывая размеры таджикской диаспоры и тот факт, что попытки ее выдворения или радикального сокращения окажут дестабилизирующий эффект на российскую экономику».
* признана террористической и запрещена в России