Издание «Re:Russia» объясняет, почему ЕС медлит с ведением нового пакета санкций:
«По прошествии четырех недель (с момента объявления – Полит.Ру) 12-й пакет так и не принят. <…> Камнем преткновения мог стать запрет на экспорт российских алмазов. <…>. 28 ноября стало известно, что Еврокомиссия окончательно утвердила эту меру.
<…> Принятие 12-пакета могут блокировать Словакия и Венгрия. Два европейских дипломата сообщили изданию, что Словакия добивается возможности продолжать закупки российской нефти, которую перерабатывает компания Slovnaft, принадлежащая венгерской госкомпании MOL. А Венгрия <…> предупреждает, что заблокирует любые санкции, если они затронут ядерную энергетику. Наконец, <…> ряд крупнейших стран ЕС выражают сомнения в том, что импортеры продукции двойного назначения должны нести ответственность за соблюдение санкций <…>, потому что это ударит по их конкурентоспособности.
До того, как был анонсирован 12-й пакет, эксперты украинского Совета по экономической безопасности <…> предлагали ЕС опустить «потолок» цен на российскую нефть и полностью заблокировать сотрудничество европейских компаний с российскими в сфере добычи сырья; ввести санкции против всех российских компаний, которые хотя бы косвенно связаны с ВПК, включая «Росатом» и «Алмаз-Антей», а также просто против крупных налогоплательщиков; полностью отключить российские банки от европейской финансовой системы.
Однако все эти предложения наталкиваются на те или иные возражения, которые сводятся к тому, что их введение будет чувствительно для экономики западных стран, но не гарантировано приведет к успеху санкционной политики: «потолок» все равно не работает, а прочий экспорт будет перенаправлен на рынки не присоединившихся к санкциям стран. Санкционные ограничения не ведут к искомому эффекту, но при этом ухудшают положение западных фирм на рынке и повышают конкурентоспособность компаний из стран глобального Юга.
Уже предыдущий, 11-й пакет санкций, принятый в конце июня, предполагалось в основном посвятить мерам, направленным против не соблюдающих санкции стран и компаний. Однако в окончательном варианте эти меры были приняты с существенными оговорками. <…>
В результате, например, Турция <…> за девять месяцев 2023 года поставила России и ее соседям продукции двойного назначения <…> на $158 млн. Это в три раза больше, чем за аналогичный период 2022 года. <…>
<…> Однако более 80% запрещенной продукции Россия <…> теперь получает через Китай и Гонконг. Также Россия налаживает поставки по новым маршрутам — например, через Малайзию и Таиланд. Но оказать давление на эти страны для Запада гораздо сложнее.
Проблема, таким образом, состоит не только в том, какие меры будут в 12-м пакете, но скорее в том, насколько они будут исполнимы и как добиться реализации принятых ранее решений».