Специалист по экономической безопасности, эксперт платформы «Дигория» Максим Щербинин пишет:
«Киссинджер говорил, что человек власти должен обладать «способностью распознавать реальное соотношение сил и использовать это знание для достижения своих целей». Однако то, что видит государево око, не всегда доступно обычному человеку. Как говорится, "большое видится на расстоянии", поэтому с высоты понимания масс многие решения могут казаться неправильными. Этим активно пользуются как внешние, так и внутренние противники любой власти, выставляя её руководителей идиотами и предателями и замечательно зарабатывая на "уличительстве" свои политические очки.
Realpolitik действительно плох тем, что не способен заполнять идеологическую и смысловую пустоту. При этом параллельное выстраивание идеологического каркаса затруднено, поскольку гибкость realpolitik не увязывается с жёсткостью идеологий. Для этого приходится создавать идеологические симулякры, призванные эту пустоту хоть как-то заполнить.
В последнее время мы действительно могли наблюдать кризис системы рациональной политики в США, выраженный в одновременном нагнетании отношений с Россией и Китаем.
В период работы Киссинджера в белом доме США действовали от обратного: пользуясь разногласиями между СССР и Китаем, они делали упор на улучшении отношений с Пекином. Текущая же политика Вашингтона кажется Киссинджеру иррациональной, поскольку способствует сближению России и Китая. Ключевой задачей в понимании Киссинджера было и остаётся недопущение формирования на мировой карте центра консолидации ресурсов, сопоставимого по силе с коллективным западом Вашингтона. Украинский кризис играет в этой конструкции с одной стороны роль предпосылки для усиления потенциала НАТО, а с другой - ухудшения отношений с Россией. И если усиление НАТО безоговорочно позитивно для сохранения влияния США, то ухудшение отношений с Россией перспективно лишь при отсутствии условий для консолидации Москвы и Пекина.
Кто прав, как обычно, покажет время, однако есть ощущение, что западный realpolitik хоронить пока все ещё рановато».