В журнале «Дискурс» вышла статья политолога Дмитрия Левчика о том, почему передача Гефсиманского скита РПЦ в Сергиевом Посаде не помогла сделать его частью городского пространства:
«Черниговский Гефсиманский скит Троице-Сергиевой лавры расположен в 3 км к востоку от неё, на северном берегу восточного залива верхнего Скитского (Корбушинского) пруда. <…> Скит планировался создателями не просто как уединённый храм, а как комплекс надземных храмов, подземных келий-пещер и пещерных храмов, созданных для особого «молитвенного подвига», крайней формы монашеской аскезы <…> В некрополе скита были похоронены известные русские философы В. Розанов и К. Леонтьев. Согласно легенде, именно в Черниговском скиту император Николай II во время паломнического визита 1905 года получил благословение от скитского старца святого Варнавы. <…>
После Октябрьской революции большинство монастырей были разрушены <…>, вычеркнуты из жизни городов. <…> С точки зрения правительства большевиков, ценность Троицкой лавры определялась исключительно её военно-стратегическим положением <…>.
В скиту расположилась одна из воинских частей 12-го главного управления министерства обороны СССР, отвечающая за ядерно-техническое обеспечение советских войск. <…> Соответственно инфраструктура была военная, и Черниговский скит был интересен оборонщикам только подземными сооружениями и больше ничем. Он стал социальной «заброшкой».
В сущности, Загорск в советское время превратился из города в сумму рабочих слобод при заводах и военных городков. <…>
11 апреля 1990 года было принято решение о возвращении Черниговского Гефсиманского скита церкви. Скит начали потихоньку реставрировать, а прилегающую территорию частично облагородили парком (типичное применение собянинского московского опыта по созданию хорошей обёртки для гнилой сути).
Передача скита РПЦ сопровождалась уверениями в СМИ о возрождении монастырского жития в этих храмовых комплексах и возрождении традиционной, то есть дореволюционной, роли монастырей. <…> При этом никакой концепции встраивания возрождаемых монастырей и скитов в среду города не было сформулировано ни представителями РПЦ, ни представителями архитектурно-дизайнерского сообщества, ни депутатами Госдумы из комиссии по ЖКХ <…>
Если мы превратили в помойку некую бывшую церковь и построили всю инфраструктуру для помойки, то какое бы решение по этой церкви мы не принимали, кому бы её не передавали — до тех пор, пока существует помоечная инфраструктура, власть будет относиться к этому месту как к помойке. Иногда не желая того. А потому, Сергиево-Посадский МУП «Водоканал» спокойно сегодня и на протяжении последних семи лет сливает грязь в прискитской пруд. <…>
Вывод прост. Нормального развития города Сергиев Посад не предвидится в связи с отсутствием у властей реальной стратегии этого развития. В условиях отсутствия стратегии город будет развиваться хаотично, но при этом хаос депрессивных районов будет усиливаться. В этих условиях никому нет дела до кризиса экологии памятников истории и культуры в городе, в том числе загаживания сточными водами пруда около Черниговского Гефсиманского скита. <…> Отсутствие единого городского сообщества в Сергиевом Посаде, явное и заметное деление горожан на жителей рабочих слобод, военных городков, элитной застройки и мигрантов не позволяет предположить возникновение нового Шиеса».