Журналист Жозеф Бушар пишет
в Responsible Statecraft о причинах вспышки насилия в Эквадоре:
«Продолжающийся кризис преступности в Эквадоре, прежде всего, является прямым итогом растущего спроса на наркотики в богатых странах. Пока есть спрос на наркотики, а они при этом остаются вне закона, всегда будут банды, готовые их предоставить. Потребление запрещенных средств растет с начала “войны против наркотиков”, которая началась более 50 лет назад, а со спросом приходит и предложение. В Мексике и Боливии, например, растущий спрос на героин и кокаин в США привел к быстрому росту плантаций мака и коки и увеличению производства этих наркотиков. Если не решить проблему со спросом, то он продолжит расти, а наркокартели продолжат производство.
Во-вторых, здесь можно увидеть так называемый “эффект пузыря”. В то время как банды из Колумбии, Мексики, Бразилии и Венесуэлы и других соседних стран теряли свои позиции из-за сокращения внутреннего рынка, конкуренции со стороны других банд и действий правительства, значительная часть наркокартелей перебазировалась в Эквадор, который до недавнего времени оставался вне зоны их интересов. Например, печально известная венесуэльская наркобанда Tren de Aragua стала наращивать свое присутствие в Эквадоре в прошлом году. Тоже самое произошло с мексиканскими и колумбийскими бандами, которые теперь базируются в Кито и Гуаякиле (крупнейшие города Эквадора — Полит.ру)
Другой причиной является сам военный подход к политике “войны с наркотиками”. Насилие порождает насилие и, к сожалению, чрезвычайное положение, введенное президентом Эквадора Даниэлем Нобоа, может сделать все только хуже. Предшественник Нобоа, Гильермо Лассо, выступал за участие военных и полицейских сил в операциях против наркокартелей, что привело к высокому уровню распадов банд и дальнейшему насилию. Взяв на вооружение насильственный подход, власти рискуют только увеличить количество нарковойн, так как они вынуждают эти банды дробиться, что ведет к еще большим прямым столкновениям с государством и другими преступными группировками».