Политолог Дмитрий Травин пишет в одной из социальных сетей:
«Порой революции бывают локомотивами истории, но гораздо чаще движение вперед начинается со значительно более простой причины — кончины того политического лидера, который развитие тормозил.
Сорок лет назад умер Леонид Брежнев, и его смерть стала для СССР локомотивом более мощным, чем любая революция.
В основе социального развития часто лежат медицинские причины. Революции стали сотрясать основы лишь в Новое время (раньше крестьянские восстания или городские бунты к радикальным переменам не вели), тогда как смерть царя, короля или вождя могла открыть дорогу реформам, которые замыслил его наследник.
Смерть Брежнева открыла дорогу к власти Михаилу Горбачёву, который, казалось бы, был порождением старой советской системы, однако, в конечном счете, ее сломал. Но, конечно, большое значение здесь имела не только его смерть. В "пятилетку похорон правительства" один за другим уходили на тот свет влиятельные члены политбюро Косыгин, Суслов, Устинов, Андропов, Черненко. Каждая смерть освобождала место в высшем эшелоне власти и приводила к тому, что политбюро пополнялось сравнительно молодыми партократами.
На первый взгляд все они были "верными ленинцами", но, как оказалось впоследствии, каждый из них имел собственное представление о том, что следует делать со страной в соответствии с заветами Ильича. Каждый из них хотел в той или иной мере личной власти и связанных с нею выгод, однако вынужден был вступать в схватку с "коллегами", которые тоже хотели власти и имели при этом иные взгляды.
Нарушение сложившегося при Брежневе равновесия постепенно расшатало систему и привело к событиям 1989–1993 гг., которые вполне можно назвать революцией. Таким образом, не революция породила перемены во власти, а наоборот: перемены во власти, связанные с "гонкой на лафетах", породили революцию и связанные с этим серьезные экономические преобразования».
Но не будем забывать, что за прошедшие со дня смерти Брежнева 40 лет медицина проделала огромный путь. А полный текст записи доступен здесь.