Антрополог Роман Шамолин в издании «Gorby» пишет:
«Возвращаясь к российскому населению. Чего в нем недостает такого, что было у греков и римлян? Такого, чтоб чужую смерть видеть как трагедию, а свою жизнь — как шанс обновить устоявшуюся картину мира? Недостает протестного сознания.
Не такого, как в состоянии воспетого “русского бунта”. “Русский бунт” действительно бессмысленен, он ничего не меняет, он лишь способен разрушать поверхность существования. А потому “русский бунт” и сам очень поверхностен. Как были разрушительны и поверхностны казачьи вольницы Разина и Пугачева или, не по масштабу, но все же — недавний пригожинский бунт.
Речь идет о протесте, обращенном к самим матрицам мироустройства. О сомнении в том, что вот этот принцип “реальности”, все эти “схемы” и “связи”, все это безлико-коллективное и самодержавно-государственное — что это все “нормально” и должно так и оставаться. Тем и живет исторический субъект: протестом, сомнением, а затем — новыми горизонтами: “прекрасная Россия будущего”.
Только вот что надо российскому человеку для пробуждения? Нынешние российские времена — это уже абсолютная античная драма. Теперь скорее даже христианская драма — той ранней эпохи, когда были гонения и катакомбный период.
Уже и главный герой этой драмы принял смерть. Но, как и прежде, “народ безмолвствует”. Окончательно? Или еще нет?».