Научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Дмитрий Тренин в интервью изданию «Комсомольская правда» говорит:
«У нас с советских времён привыкли представлять страны ЕС в качестве сателлитов США, которые послушно, хотя не всегда охотно, выполняют волю Вашингтона. Это в целом верный, но неполный и отчасти устаревший анализ. За последние 20 лет ЕС сильно изменился. Национальные интересы его членов, особенно крупных стран Западной Европы, всё чаще уступают первенство коллективным интересам Запада в целом, которые формулируют - при лидирующей роли либеральных кругов США - трансатлантические элиты. Внутри самого ЕС существенно вырос вес восточноевропейских стран пользующихся благосклонностью и поддержкой США. Ясно, что оба фактора работали не на сближение с Россией, а на противостояние с ней. Есть и ещё один фактор. Восстановление России в качестве великой державы после десятилетия слабости всколыхнуло в Европе не забытые страхи перед восточным соседом. Всё более существенный ценностный разрыв (диапазон - от семьи и религии до гендера и климата) между РФ и современным ЕС позволил антироссийским элементам в Европе конструировать Россию как «иное», рисовать образ врага. Есть в этой связи интерес использовать Россию-врага как фактор внутреннего сплочения ЕС и укрепления союза с США.
Наконец, украинский кризис воспринимается элитами и значительной частью населения ЕС как покушение на тот «европейский сад», о котором говорил Жозеп Боррелль. Многие уверились, что судьба Европы будет зависеть от исхода конфликта на востоке Европы: удастся ли расширить «сад», или его поглотят «джунгли». Рискну сказать, что Украина - экзистенциальный вопрос не только для России, но и для Евросоюза. Так что борются элиты Европы не только за американские интересы».