Посол РФ в КНДР Александр Мацегора рассказал правительственной «Российской газете» о том, как Ким Чен Ын победил ковид, и о том, благодаря чьим проискам вирус появился в Северной Корее:
«Не понимаю, зачем руководству КНДР надо было скрывать случаи заражения, если бы они действительно имели место в 2020 или 2021 годах. И потом, как показали события текущего года, появление даже одного зараженного наверняка стало бы причиной массовой эпидемии, которую невозможно скрыть. Наше посольство всё это время очень внимательно мониторило ситуацию, со всей ответственностью заявляю: до апреля-мая ни одного признака того, что болезнь попала в страну, не было.
Насчет причин рекордно низкого уровня смертности (0,0016 %!) я интересовался у корейских коллег, которые, к слову, не отрицают, что качество системы здравоохранения здесь пока весьма далеко от желаемого. Как мне пояснили, причин такого несомненного успеха несколько, и почти все они проистекают из специфических черт особенного, как здесь говорят, "чучхейского", социализма корейского образца: высочайшая организованность и дисциплина, очень четкий, отработанный до мелочей механизм принятия решений и доведения их до исполнителей, безусловное следование приказу и высокая сознательность. <…>
Должен сказать, что в Пхеньяне понимали: итоги работы следственной комиссии вызовут бурю эмоций на Юге. Там начнут всё отрицать, обвинять КНДР в желании переложить ответственность на РК, в стремлении любым способом не допустить отправки новых пропагандистских листовок. В конце концов обстановка на полуострове на фоне коронавирусной полемики еще более обострится. Такого варианта развития событий здесь не хотели. Поэтому полученные в ходе следствия факты были многократно проверены и перепроверены. Всё, к сожалению, подтвердилось, никаких сомнений не осталось — "ковид" пришел сюда с территории Юга.
Северяне согласны с тем, что вероятность переноса вируса через предмет крайне мала. Но она есть! Если же принять во внимание то, что в КНДР засылают десятки тысяч листовок вместе с банкнотами и прочими предметами, опасность заражения возрастает в разы. <…>
Я бы отнесся к словам заместителя заведующего отделом пропаганды и агитации ЦК ТПК Ким Ё Чжон со всей серьезностью. Здесь вообще сравнивают такие действия южан с применением биохимического оружия. Уверен, что в РК будут продолжать отрицать какую-либо связь между отправкой сюда листовок перебежавшими на Юг бывшими северокорейскими гражданами и эпидемией коронавируса. В Сеуле имеются собственные аргументы. Но почему бы всё же не учесть крайние опасения руководства КНДР? На мой взгляд, это было бы вполне разумно».