Публицист Михаил Пожарский пишет о традициях либертарной мысли:
«Во Франции и Британии конца 19го века либертарианские настроения формировались в основном в качестве ответа на социалистическую угрозу. Тогда наиболее популярной формой социализма в Европе был социализм этатистский (в т.ч. марксизм), предполагающий сильное государственное вмешательство в экономику.
В США же наиболее популярными были не этатистские, а утопические формы социализма <…>. В итоге многие ранние американские либертарианцы одновременно были социалистами. Видели угрозу свободе не только в государстве, но подчас и в капитализме. Главным объектом борьбы для них было рабство.
Если либертарианцы в Европе защищали имеющиеся свободы от угрозы, то в США они стремились, наоборот, снести существующий несправедливый порядок. То есть, в Европе либертарианство было охранительским, в США - революционным. Но в 20-ом веке американская традиция смешалась с европейской и либертарианство снова стало охранительским. Отстаивающим традиционные американские свободы от врагов: коммунизма, СССР, Нового Курса и т.д.
<…> А мы? Зачем на американский анархизм, если у нас есть свой собственный, которым русские в первую очередь и знамениты? <…> Кропоткин, Бакунин, народники - это как раз то, от чего может выстраивать свою преемственность либертарианство российское. <…> Рабство оставило в США в наследие нынешние расовые проблемы. Имперское крепостничество, а затем и советское, оставили нам свои проблемы. Это социальное расслоение, противоречия между центром и регионами, прочий "внутренний колониализм". И здесь, конечно, самое то - поднять на знамя лозунги социальной справедливости.
Однако многие российские анархисты и народники (да и не только они) души не чаяли в самом мерзком, несправедливом и подлом российском институте - в крестьянской общине. И это беда. <…> Нам стоит помнить, что крестьянская община была создана Петром I, главным этатистом русской истории, в целях упрощения налогообложения, и лишь затем была окружена мифологемой древности.
Соответственно, и от русских анархистов с народниками мы можем заимствовать общий революционный пафос, но не конкретные решения».