Политолог Павел Дубравский рассказывает в журнале «Forbes» как в Бразилии появился законопроект, наказывающий за «фейки», и почему вокруг Telegram развернулась политическая борьба:
«Telegram в Бразилии — один из самых популярных мессенджеров, он входит в топ-3 приложений по популярности. <…> Для Болсонару (бывший президент Бразилии – Полит.Ру) Telegram — ключевой инструмент коммуникации. Даже сегодня, спустя больше полугода после выборов, в канале Болсонару 2,6 млн подписчиков, а у Лулы — меньше 100 000 человек.
После выборов Лула приступил к исполнению предвыборных обещаний. Палата депутатов ускорила рассмотрение законопроекта о фейковых новостях, который до этого три года лежал без движения. Триггером для новой волны обсуждения законопроекта послужили события 8 января, когда протестующие сторонники Болсонару, недовольные итогами выборов, захватили Федеральный верховный суд, президентский дворец и Национальный конгресс.
Если закон будет принят, в правовой системе появятся такие термины, как «фейк-ньюс», «дезинформация», «вредный контент», «риторика ненависти». Законопроект вводит механизмы верификации контента, запрет на фейк-аккаунты, ответственность владеющих соцсетями компаний за распространение пользователями дезинформации.
При этом избранные должностные лица получат иммунитет от действия закона. То есть санкции за распространения фейков их не коснутся. Неудивительно, что это предложение активно критикуется в обществе, но зато парламентский иммунитет увеличивает шансы принятия законопроекта.
<…> Не остался в стороне и Telegram. На официальном канале компании в Бразилии появилось сообщение от Павла Дурова, который назвал новый законопроект «атакой на демократию», особенно за идею постоянного мониторинга контента, что больше похоже на регулирование интернета в авторитарных режимах.
На этом «русский след» в истории с блокировкой Telegram в Бразилии не заканчивается. Один из авторов законопроекта — сенатор от Социал-демократической партии Анджело Коронель ездил в Россию для обмена опытом в противостоянии фейк-новостям. Он даже публично делился видео из Москвы, в котором на фоне Кремля рассказывал, как изучение российских законов о регулировании интернета поможет Бразилии противостоять дезинформации.
Пока законопроект не принят, более того — его обсуждение было снято с повестки дня заседания Палаты депутатов 3 мая из-за опасений нехватки голосов в поддержку закона. Одновременно на политическом горизонте снова появился Жаир Болсонару, который ищет удачный момент для возвращения в большую политику.
<…> Вероятно, экс-президент воспользуется публичным обсуждением законопроекта для увеличения своего рейтинга. По законам Бразилии, он может претендовать на пост президента в 2026 году. Можно предположить, что «Трамп из тропиков» пойдет по пути своего американского коллеги, который тоже проиграл в борьбе за второй срок, но теперь стремится вернуться в кресло президента».