Издание «Re:Russia» проанализировало причины, по которым санкции и уход западных компаний после начала СВО спустя год теряют эффект, а многие западные игроки продолжают работать в России:
«Масштаб исхода зарубежных брендов в начале 2023 года стал предметом острого спора. <…> Всего ушло <…> почти 1400 компаний.
<…> Исход западного бизнеса мог оказаться более значительным, если бы власти не чинили ему препоны. Очередь на выход насчитывает порядка двух тысяч компаний, пишет The Financial Times со ссылкой на источники. Таким образом, в этой очереди находится где-то около 18% западных компаний <…>. Однако правительственная комиссия <…> собирается всего три раза в месяц и рассматривает за одно заседание не более семи заявок. Например, испанская компания Inditex, которой принадлежат бренды Zara, Bershka, Massimo Dutti и др., нашла покупателя в октябре, а одобрение на сделку получила в апреле, то есть спустя почти полгода.
Иногда сделки не одобряют. <…> У профильного ведомства не должно быть возражений, а сумма сделки должна быть минимум на 50% ниже последней оценки стоимости компании <…>. Помимо этого, с конца прошлого года от продавца требуют заплатить 10% суммы сделки в бюджет.
<…> Некоторые иностранные компании, по сути, инсценировали свой уход, сменив «недружественную» юрисдикцию на «дружественную»: среди новых собственников российских офисов западных компаний появились юрлица из ОАЭ, Турции, Казахстана и Китая. Кто за ними стоит и являются ли эти сделки реальными — неизвестно.
Некоторые компании, которые громко анонсировали прекращение работы или, например, отказ от инвестиций, позднее передумали. Такие кейсы время от времени находят СМИ. <…>
Год назад заявления популярных мировых брендов о бойкоте российского рынка имели мощный символический эффект, они сложились в целый хор, целую политическую кампанию. Им удалось продемонстрировать степень возмущения Запада действиями России и указать ей, в какой глубокой изоляции она может оказаться.
В течение нескольких месяцев заметное число брендов свои обещания реализовали. <…> Но затем большая часть исчезнувшей было продукции благополучно вернулась благодаря параллельному импорту. Цены, конечно, выросли, но не на все. Например, смартфоны Apple в российских интернет-магазинах сейчас могут стоить дешевле, чем в Европе, потому что их везут из Азии, где ниже налоги. Кинотеатры начали показывать американские блокбастеры уже не пиратским образом, а вполне официально.
Бойкот не сработал на 100%, а эффект политической кампании себя исчерпал. <…> На первом этапе эффект санкций был значительным именно в силу неопределенности рисков, однако по мере того как их границы стали ясны, эффект от санкций <…> cтал быстро снижаться.
Происходящее сегодня свидетельствует не только об эффекте выгорания прошлогодней общественной кампании, но и о том, что компании не испытывают проблем с поставками и транзакциями. В этой ситуации бизнес будет испытывать сильный соблазн остаться на рынке, если не появятся дополнительные стимулы для ухода».