Доктор философских наук Дмитрий Михайличенко пишет:
«Победа Р.Т. Эрдогана на выборах президента Турции вновь актуализировала вопрос об устойчивости автократий в современных условиях. В лице Китая и общей геополитической конфронтации вызревают условия для укрепления автократий по всему миру.
Автократ – это не всегда диктатор, который фальсифицирует выборы. Автократ – это актор, который проводит планомерную политику по усилению собственного влияния за счет снижения значимости других акторов и институтов. В этом плане Эрдоган, конечно же, автократ, хотя и легитимный, но речь не про него.
В логике мир-системного анализа Центр (как источник технологических инноваций) почти всегда создает более современные политические режимы, в которых демократия и права человека обеспечиваются. Полупериферия создает такие режимы лишь эпизодически, а периферия вся состоит из автократий и диктатур.
За последние тридцать лет США, как мировой гегемон, включили в Центр страны Восточной Европы (бывший соцлагерь) и попытались интегрировать в мир-систему Россию, но на положении ресурсной полупериферии. Эта попытка принесла лишь краткосрочные успехи.
Показательно: успехи США по расширению Центра мир-системы относятся к 1990-м гг., а дальше были теракты 11 сентября 2001 г., бесславная и глупая война в Афганистане, а потом нарастающий объём сложностей с Россией и Китаем.
Устойчивость автократий в нынешних условиях – это следствие ошибочной стратегии по расширению Центра мир-системы США. Она явно забуксовала, а на горизонте возник новый альтернативный гегемон – Китай, который поощряет автократии по всему миру (Центральная Азия, Латинская Америка, Африка). Пекин предпочитает договариваться с местными элитами и игнорирует интересы всех остальных жителей полупериферийных и периферийных государств.
СВО сейчас – это узловой, самый яркий (но вряд ли последний) элемент противостояния США и Китая. Пекин собирается навязывать свою игру в борьбе за влияние во всей полупериферии мировой системы (или странам второго мира типа Аргентины, Бразилии или ЮАР).
В формате жесткой геополитической конфронтации условий для вызревания режимов либеральной демократии в полупериферии все меньше: это работает на устойчивость автократий.
Несколько лет назад активно обсуждался вопрос противостояния национальных государств и транснациональных корпораций, однако автократы типа Эрдогана хорошо показывают, что способны справиться с этими угрозами и заставить транснационалов подчиняться своим правилам игры (судебные процессы против Google или мировых соцсетей).
Китай будет укреплять автократии по всему миру и формировать альтернативный контур мироустройства. Это более прагматичная политика нежели дело интернационала и поддержка коммунистических режимов по всему миру со стороны СССР.
Несмотря на то, что автократы, как правило, обычно плохо договариваются между собой – китайская стратегия может иметь успех, тем более, что потенциал расширения либерального и правового Центра в нынешней мир-системе ограничен. А истеблишмент США и Евросоюза не собирается пересматривать устаревшие и плохо работающие подходы».