Экс-советник Центрального Банка России Александра Прокопенко и экономический обозреватель газеты Corriere della Sera Фредерико Фубини пишут о возможных последствиях санкционной политики Запада против России для мировой экономики:
«За последние 14 месяцев над мировой экономикой ставился беспрецедентный эксперимент, в рамках которого страна, простирающаяся через 11 временных зон и находящаяся в самом центре глобализационных процессов, подверглась жестким торговым, финансовым и индивидуальным санкциям. До февраля 2022-го масштабные санкции были нацелены на страны, располагающихся на периферии глобальной экономики. Иран, крупнейшая страна, на которую наложили тотальные санкции, не входит в список самых больших экономик из 40 стран, а её годовой ВВП едва достигает 365 миллиардов долларов. С другой стороны, Россия – это экономика размером в 2 триллиона долларов, которая находится на 11 месте в общем рейтинге крупнейших экономик. В то время, как экономические санкции стали привычным инструментом политики за последние 80 лет, на всего лишь одно государство (Россию – Полит.ру) наложили больше, чем 13 000 ограничений – больше, чем на Кубу, Иран и Северную Корею вместе взятые. Единственный пример крупной экономики в истории, которая попала под подобные санкции, - это Италия Муссолини в 1935 году, когда доля международной торговли в ВВП страны занимала небольшое место.
Ставки очень высоки – и не только для Украины. Мы скором узнаем, насколько такие меры как торговые эмбарго, запреты на въезд, заморозка частных и государственных активов станут исключением или превратятся в рутинные инструменты политики в фрагментированном и раздробленном мире. Например, согласно хорошо проинформированным источникам, американские политики хотят, чтобы европейцы подвергли санкциям радикальных националистов, которые саботируют процесс интеграции Сербии в Европейский Союз.
Сработает ли это? Тяжело представить себе, как демократии будут накладывать вторичные санкции на страны, которые помогают России с параллельным импортом, что, например, делает Турция для бесчисленного количества маленьких и средних итальянских компаний. Что касается Китая, так это вообще невозможно вообразить. Такие меры тяжело было бы воплотить в жизнь, если не невозможно, а упорство в подобных попытках явно бы негативно сказалось на восприятии США и ЕС развивающимися странами. Вместо этого Запад должен стремиться укрепить позитивную лояльность в этих государствах, чтобы они присоединились к работе санкционного механизма, завлекая их такими вещами, как передовые и экологичные технологии».