Палестинский философ и политик Сари Нусейбе пишет:
«Израильские лидеры, в том числе Ицхак Рабин, пришли к выводу, что с палестинцами нужно вести переговоры, а не подавлять их. Это закончилось созданием Палестинской автономии в качестве потенциального правительства палестинского государства — около 30 лет назад.
С тех пор перспектива прекращения оккупации и создания палестинского государства в мире с Израилем стала быстро сходить на нет. Настоящей причиной было столкновение двух непримиримых доктрин — извращенная версия дилеммы лошади и телеги. Какую лошадь поставить впереди: израильскую “безопасность, затем свобода для палестинцев” или палестинскую “наша свобода, затем безопасность для всех”.
Скрывалось ли за этим столкновением более глубокое отрицание реальности того, что два народа должны жить на одной земле, — базовой формулы 1+1 = 2? Возможно. Можно ли сказать, что однозначный упор на безопасность уничтожил шансы на мир? Может быть. В любом случае, это парализовало переговорный процесс, усилив радикалов и скептиков с обеих сторон.
В Израиле это выразилось в тектоническом сдвиге в пользу экстремистов, стремящихся “взять всё”. Они подняли голову в борьбе, касавшейся судебной реформы (и демократических ценностей). В Палестине это приняло форму провалившегося проекта Администрации, боровшейся с растущим разочарованием в мирном процессе, и проигрыша в конкуренции с давно забытым вариантом вооруженной борьбы, который теперь воплощен в управляемой Хамасом скороварке под названием Газа. Таким образом, 7 октября нас шокировало не тем, что оно произошло, а тем когда оно произошло и как. Все это не закончится, пока не будет осознана та базовая формула.
<…>
Я думаю о хороших людях из всех слоев общества по другую сторону пропасти, которые верили, что мы можем и должны работать вместе, чтобы построить идеальное будущее для обоих народов — и я не могу не чувствовать, что именно наша мечта — преданная жертва случившейся трагедии. И снова освещение событий сводит нас всех к преступникам и жертвам, бесконечный переход от одного к другому отражает слепоту к той неразрешившейся общей человеческой трагедии, которая родилась в 1948 году и которая, похоже, намерена преследовать нас дальше».