Ведущий программы «Наши», историк и культуролог Борис Якеменко пишет:
«Думаю, ничто не будет отрицать того факта, что атмосфера в Церкви сегодня весьма сложная. «Скандалы, интриги, расследования», мелочь и дребедень и, что самое главное, конфликты сегодня и есть в значительной мере «жизнь Церкви». И для того, чтобы в этой ситуации, например, рассуждать о Богочеловечестве, смысле спасения, природе греха, нужно иметь немалые способности к абстрагированию от реальности.
Безусловно, вся эта чисто житейская накипь не связана только с тем, что Церковь обмирщается в худшем смысле этого слова. Этот процесс идет, но не так стремительно, как хотелось бы многим. Главная проблема в том, что наступает смена поколений. Уходят те, кто в своем личном житейском, духовном опыте запечатлел советские гонения, кто выстрадал свое право быть священником, монахом, простым верующим. <…>. Особенность этого опыта в том, что он не передается, а может быть только лично выстрадан.
Сегодня уже основную часть верующих, епископата и духовенства составляют люди, которые этого опыта не имеют, для которых он книжный, чужой, сторонний. Значительная часть этих людей не застала в сознательном возрасте даже первые годы возрождения храмов и монастырей, той удивительной первохристианской атмосферы, когда, ночуя на самой простой кровати в паломнической гостинице, а то и на полу в храме, с ледяной водой в умывальнике, питаясь самой неприхотливой пищей, сотни людей работали на развалинах храмов и монастырей в едином порыве, помогали друг другу и поддерживали, вели умные, интересные разговоры, читали передаваемые как великую ценность из рук в руки тонкие книжечки с выдержками из святых отцов и поучений старцев. Люди, о которых идет речь, без усилий получили все уже готовое, удобное, красивое. Получили культуру, обряд, атрибутику, но не то, что за ними стоит, что они выражают и воплощают. Не получили опыт. <…>
Христианин нашего времени, «не заставший», должен делать все то же самое, что делали его предшественники – с той лишь разницей, что предшественники были в Церкви, а он при Церкви. Они делали, потому что так жили, а он потому что так сказали. Он должен читать о страданиях (чужих), посещать службы (отстоять), молиться (произносить положенные слова), общаться с себе подобными (этому учить не надо). Это не угрожает ни ему самому, ни кому бы то ни было, потому что этнография (а Христианство без страдания это этнография) никому никогда не угрожала, а была довольно почтенным, а иногда и доходным занятием».