Социальный и экономический аналитик Сергей Шелин (внесен Минюстом в реестр иноагентов) в издании «The Moscow Times» (внесено Минюстом в реестр иноагентов) пишет:
«”За кадры просто драка идет сейчас, — размышляет вслух Василий Осьмаков, первый замминистра промышленности и торговли. — Дефицит в промышленности обрабатывающей — 660 000 человек… Кадровый ресурс на самом деле в большой степени исчерпан, причем исчерпан и локально, и стратегически”.
Терпеть это властям, видимо, все труднее. В докладе аналитиков Центробанка сообщается, что 60% предприятий жалуются на дефицит кадров и что “повышение зарплат оказывает все большее проинфляционное воздействие”.
Ситуация и в самом деле драматическая. Если “кадровый ресурс стратегически исчерпан”, то военные предприятия могут увеличить число работников только путем переманивания их из гражданских. И ни те, ни другие не могут теперь возместить недостачу, привлекая незанятых.
Их больше нет. Безработица ликвидирована.
Это означает, что рыночные механизмы, которые до сих пор регулировали рынок труда, перестают действовать нормальным образом. Теперь для привлечения работников в ВПК нужны очень крупные приращения зарплат, “проинфляционное воздействие” которых будет возрастать.
А гражданским предприятиям и неоткуда возмещать кадровые потери. Поэтому уход работников из них означает снижение предложения потребительских товров и услуг и тем самым тоже “оказывает проинфляционное воздействие”. Система теряет равновесие.
Реальных вариантов остается два. Либо остановить наращивание военных производств и раздувание их персонала (забавно звучит). Либо начать пошаговую ликвидацию свободы трудовых отношений, одной из немногих свобод, еще оставшихся у россиян: вводить прикрепление к рабочим местам и регулировать зарплаты сверху.
Логика <…> эскалации (СВО – Полит.Ру) ведет именно в эту сторону».
* внесен Минюстом в реестр иноагентов