Политолог Александр Морозов пишет:
«Спрашивают: будет ли "второй шанс" на демократизацию? (первый был в 1989-1991). Но применительно к странам Евразии вопрос вообще так не стоит. Китай, Иран, Турция теперь на долгие годы основные торговые партнеры. Там какие-то "режимы" - у каждого свои.
Фольксваген из России только что ушел, завершил сделку по продаже. Когда он вернется с прямыми инвестициями? Лет через сорок. Теперь прямые инвестиции в автопром будут из Китая.
Чем бы ни (закончился конфликт, его– Полит.Ру) результат ясен для глобального расклада: Россия уходит в "Евразию", оставляя Украину в союзе с Польшей и Литвой в Европе. Молдова останется в Европе.
Сейчас по России гуляет "кувалда", лет через пять это кончится. Что останется? Сбывшаяся мечта С.Глазьева: "дедолларизация", нет прямых инвестиций с Запада, "Евразийский Совет".
Какая же "демократизация", когда можно будет прекрасно жить в другом клубе.
Что будет на "линии разделения"? Будет ли она пролегать по нынешней линии фронта или по границам 1991 года - это существенно для Украины (с точки зрения справедливости и концепции нерушимости границ) - а с точки зрения "линии разделения" на Европу и Евразию - это детали.
<…> Украина уходит в Европу, а Россия зафиксировала свой исторический выбор: тут будет дальше своя, "евразийская народная демократия". Москва и прежде была "Вавилоном" Северной Евразии, а вовсе не европейской столицей (несмотря на велодорожки). Теперь это будет закреплено окончательно. Братья Москвы - Абу Даби и Баку, а не Париж и Прага.
Политическая система? А какая разница? Ну какая-то. Основанная на своих отдельных "духовно-нравственных ценностях" и как-то описанная на языке z-идеологии. В Евразии у всех так.
<…> Никакого "второго шанса" на демократизацию не будет. Для него нет "глобального контекста" (который был на излете соревнования двух систем" в 80-х гг. ХХ века).
Второй шанс для России теперь можно себе помыслить только как результат какой-то "четвертой" или "пятой" глобальных волн демократизации, т.е. когда двинется "вся Евразия". А ближайшие 30-40 лет события будут крутиться вокруг укрепления "линии разделения" между Европой и Евразией, и ничего тут не сделаешь».