Издание Re:Russia публикует текст сотрудницы Королевского колледжа Лондона Гульназ Шарафутдиновой об идейных основах российского государственного антилиберализма:
«Идейные основания нынешнего политического режима в России складывались с 2012 года как ответная реакция на прогрессивную общественную мобилизацию. Известие о возвращении Владимира Путина на пост президента страны подстегнуло тогда волну политических протестов российского городского класса. <…>
Консервативный и националистический поворот российского руководства стал стратегическим ответом на эту угрозу. Российские власти противопоставили прозвучавшему требованию права голоса и демонстрации достоинства тезис о величии России, ее особом цивилизационном статусе и миссии по сохранению исторических традиций и православных ценностей. Этот позитивный посыл был усилен тезисом об упадке западной цивилизации, проявлением которого являются господствующие на Западе либеральные ценности и практики, не соответствующие традиционным, ориентированным на семейные ценности нормам, которые были объявлены единственным достойным образцом для подражания. <…>
Негативные коллективные эмоции, связанные с социальной неустроенностью, экономическими лишениями и нестабильностью, утратой советского чувства величия и исключительности, а также негодование по поводу растущего неравенства, коррупции и несправедливости, с помощью идеи "коллективной жертвы" были направлены на "другого". Когда есть "коллективная жертва", всегда появляется образ "преступника", того, кто несет ответственность за нанесенные травмы. В России образ этого ответственного за всё "другого" (преступника) конструировался вокруг представлений о "Западе", "глобальном капитализме", США и переносился на их российских "представителей" — олигархов, либеральных реформаторов и прочие либеральные голоса.
Идея России как "коллективной жертвы" стала основанием политики ресентимента, опирающейся на чувства озлобленности, унижения и беспомощности, которые перевоплощались в агрессию и злорадство в отношении врага ("другого"), того, кого воспринимали как источник всех зол».