Историк и педагог Тамара Эйдельман опубликовала в твиттере тред, посвященный реформе средней школы в России будущего (если будущее случится). Вот ключевые тезисы: «Надо разогнать органы «управления образованием». Будет ли хаос? Возможно. Сначала. Но иначе не выплыть. Нужны новые принципы назначения директоров, у которых будет большая власть, но и большая ответственность». Также – «люстрация» («это не значит, что всех, кто сейчас говорит «не то», надо уволить. Но те, кто идут впереди колонны со сверкающими глазами, работать с детьми не должны»), борьба со всеми видами школьной агрессии, «огромная работа с учителями», изменения в курсах истории, обществоведения и литературы («я бы читала — и обсуждала — «Трех товарищей» Ремарка или «Прощай, оружие» Хемингуэя. А с самыми старшими — «Воспоминания о войне» Николая Никулина»).
«Если не изменим школу – нам конец», – пишет Тамара Эйдельман.
Ей возражает в своем telegram-канале политолог Федор Крашенинников. Он концентрируется на слове «люстрация» и отмечает: «Вопросов два: 1) кто будет инициировать этот процесс в условиях активного ему сопротивления всех причастных к нынешнему режиму 2) кто конкретно будет его проводить на местах с учетом опять-таки того обстоятельства, что изговнякались все элиты?». Крашенинников утверждает, что все успешные примеры люстрации связаны со странами, «которые или физически были оккупированы другими странами, или же были относительно небольшими и рвались вступить в ЕС, который и поощрял все это, и стимулировал».
«Россия огромная, никакая оккупация ей не грозит, поэтому мне пока не очень понятно, в какой ситуации, за чей счет и какими силами в России возможна люстрация и депутинизация», – резюмирует Крашенинников.