Телеграм-канал «Юрий Долгорукий» пишет:
«В последнее время вопрос образования не сходит с повестки дня. Не успели обсудить единый учебник по истории, как начались страсти относительно программы ЕГЭ по литературе. Самое интересное, что и в том, и в другом случае корень проблемы один и тот же. А именно - неправильное отношение к значению роли школьного образования в жизни человека.
Вообще, позиция “чему учат в школе наших детей?”, в контексте того, что школа - это такая универсальная “фабрика сознания”, очень инфантильна. Она полностью снимает родительскую ответственность за формирование личности ребенка.
Школа - институт социализации. Один из многих, на жизненном пути человека. Школа знакомит его с системой социальных координат, в которой существует общество. Безусловно, в зависимости от этого меняется и сама школьная программа. И если, например, законы физики и математики - это константы, то вот список литературы, действительно, сильно зависит от исторического и культурного контекста эпохи. Это то же самое, что и в случае с учебником истории - речь идет не о непреложных величинах, а о гибкой системе мировоззрения. На которую, безусловно, государство будет воздействовать, корректируя ее в соответствии с текущими целями и задачами.
Это может ощущаться как катастрофа только в том случае, если родитель полагает школьную образовательную программу единственным шансом для своего ребенка получить необходимый багаж знаний. И тогда вопрос - Лев Толстой или Умберто Эко - приобретает накал и драматизм. <…>.
Социо-культурный багаж человека школа определяет в лучшем случае процентов на 50. Остальное - семья и внешкольное окружение».