Телеграм-канал «Шпилька архитекторки» — о влиянии прошлых привычек и предпочтений на образ «Небесного СССР» в сталинской архитектуре:
«В Советском Союзе 30-х годов жили не одними словами о прекрасном будущем. С размахом проектировались и строились <…> «оазисы красоты», где любой гражданин должен был, увидев убедительную картину достижений советского строя, ощутить себя в «раю на земле». И поверить, что рай этот, в виде всеобщего благоденствия, скоро распространится повсеместно. Речь в первую очередь о Всероссийской сельскохозяйственной выставке 1939 года, будущей ВДНХ.
<…> Понимание и видение образа «Небесного СССР» <…> пришло не сразу. Чтобы понять, что же хотел «Заказчик» и как представляется народное счастье, им пришлось заплатить высокую цену <…>. На примерах малой архитектуры - как наиболее осязаемой и близкой человеку — парковых павильонов, киосков и отдельных декоративных элементов — очень хорошо считываются особенности, присущие и большой «сталинской архитектуре».
Кажется, что Будущее, в наивысшей своей красоте, рисовалось на ВСХВ 1939 года из форм не новаторских, а вполне буржуазных и привычных, взятых из прошлой эпохи, но очень выборочно, и с явным желанием их ещё более приукрасить, то есть сделать «дворец как у господ, только богаче».
Также использовались «бутафорские», формалистские приёмы (например, в павильоне Главхладокомбината, с имитацией айсберга и скульптурой белого медведя). Некоторые же сооружения напоминают милые вещицы из какого-нибудь «кухаркиного тайника», с оставшимися от бывших хозяек пудреницами, брошками и хрустальными графинами».