Политолог Владимир Гельман пишет в одной из социальных сетей:
«Между идеологической индоктринацией советских времен и нынешними "Разговорами о важном" для школьников и будущими "Основами российской государственности" для студентов — дистанция огромного размера. Советская официальная обществоведческая доктрина была построена как муляж научного знания о мире, который отчасти опирался на устаревшие и/или ошибочные представления, но отчасти содержал вполне достоверные сведения и выступал частью большого и довольно целостного сциентистского проекта (не случайна формулировка "научный коммунизм"). Со временем этот муляж обветшал и закономерно оказался на свалке истории, но наиболее способные из тех, кто изучал общественные науки по этому муляжу, позднее смогли научиться и иным способам понимания мира, а кто-то из них впоследствии смог стать вполне квалифицированным социологом или политологом.
У нынешней идеологической доктрины — иные истоки, которые никакого научного знания о мире не предполагают в принципе, хотя они также являются частью большого и довольно целостного проекта. Их основой является теория заговора в ее различных изводах, будь то боевые комары от российского постпреда при ООН или созданные Лениным украинцы от Путина. Собственно, продвижение конспирологического мировоззрения и выступает главной целью и основным содержанием той идеологической индоктринации, которую осуществляют российские власти сегодня. Проблема в том, что пораженные конспирологическим мировоззрением едва ли смогут от него излечиться и трансформировать свои взгляды в научное знание. Советская индоктринация ранила, но не смертельно, постсоветская индоктринация убивает».