В канале «Заметки на полях» пишут об общих чертах современной российской и советской политических систем:
«Как известно, образование и распад Советского Союза достаточно четко укладываются в рамки концепции «волн демократизации» Хантингтона. Весьма вероятно, что это вовсе не совпадение.
Образование самой советской политической системы … было связано с использованием деструктивной энергии масс. <…> Причем данный проект, декларировавшийся как способ реализовать подлинное народовластие, уже при первом приближении обнаруживает признаки доминирования скрытых механизмов принятия политических решений.
Так, если обратиться к институциональной структуре СССР, сразу обнаруживаются расхождения формального статуса институтов с их реальным весом при принятии государственных решений.
Как следовало из советских конституций, органами исполнительной и законодательной власти в стране являлись советы — выборные структуры, а высшим органом власти … являлся Верховный Совет СССР, также выборный.
Тем не менее, согласно сложившемуся консенсусу в научной среде, основной структурой управления в СССР как на политическом, так и на макроэкономическом и административном уровнях являлась коммунистическая партия, механизм принятия решений в которой был выстроен по принципу т. н. демократического централизма.
Коммунистическая партия и ее структуры де-факто управлялись по принципу жесткой иерархии, с запретом на обсуждения решений, вынесенных вышестоящими органами. <…>
Примерно те же паттерны проявляются и в текущей политической системе.
Центры принятия решений и публичные институты, наделенные формальными полномочиями, — совершенно разные структуры. Это, естественно, может как снижать устойчивость системы, так и обуславливать ее ориентированность на удовлетворение преимущественно узкогрупповых интересов.
Представляется, что важным шагом к исправлению этих недостатков могло бы стать восстановление соответствия между формальным статусом институтов и их реальным весом в политической системе».