будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
конспектПолитРу
Июль 12, 2025
Конспект

Советское политическое наследие

В канале «Заметки на полях» пишут об общих чертах современной российской и советской политических систем:

«Как известно, образование и распад Советского Союза достаточно четко укладываются в рамки концепции «волн демократизации» Хантингтона. Весьма вероятно, что это вовсе не совпадение.

Образование самой советской политической системы … было связано с использованием деструктивной энергии масс. <…> Причем данный проект, декларировавшийся как способ реализовать подлинное народовластие, уже при первом приближении обнаруживает признаки доминирования скрытых механизмов принятия политических решений.

Так, если обратиться к институциональной структуре СССР, сразу обнаруживаются расхождения формального статуса институтов с их реальным весом при принятии государственных решений.

Как следовало из советских конституций, органами исполнительной и законодательной власти в стране являлись советы — выборные структуры, а высшим органом власти … являлся Верховный Совет СССР, также выборный.

Тем не менее, согласно сложившемуся консенсусу в научной среде, основной структурой управления в СССР как на политическом, так и на макроэкономическом и административном уровнях являлась коммунистическая партия, механизм принятия решений в которой был выстроен по принципу т. н. демократического централизма.

Коммунистическая партия и ее структуры де-факто управлялись по принципу жесткой иерархии, с запретом на обсуждения решений, вынесенных вышестоящими органами. <…>

Примерно те же паттерны проявляются и в текущей политической системе.

Центры принятия решений и публичные институты, наделенные формальными полномочиями, — совершенно разные структуры. Это, естественно, может как снижать устойчивость системы, так и обуславливать ее ориентированность на удовлетворение преимущественно узкогрупповых интересов.

Представляется, что важным шагом к исправлению этих недостатков могло бы стать восстановление соответствия между формальным статусом институтов и их реальным весом в политической системе».

читайте также
Конспект
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Конспект
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).