Богослов Сергей Худиев пишет в газете «Взгляд»:
«У нас склонны настороженно относиться к католичеству и лично папе римскому — припоминая войны многосотлетней давности, в которых враждующие империи охотно подхватывали религиозные знамена. Но сейчас папа Франциск является одним из немногих представителей Запада, отношение которого к России не является однозначно и безоговорочно негативным. Дипломатические ресурсы Ватикана дают России дополнительные возможности, которыми не стоит пренебрегать. <…>
…сказать простую и, в общем-то, очевидную вещь — Россия принадлежит к европейской культуре и цивилизации — это некоторый вызов. То, что это говорит глава старейшего непрерывно существующего западноевропейского института, показательно. Когда вы оглядываетесь на тысячи лет истории, вы обнаруживаете, что культурная и цивилизационная идентичность — намного более прочная и долговечная вещь, чем государство, и столкновения между государствами не могут ее разрушить. Она пережила — и еще переживет — все войны. <…>
Сегодня люди задумываются о создании идеологии, которая помогла бы России в текущем конфликте. Но пытаться придумывать ее на ходу было бы ошибкой — наша подлинная идентичность может быть только чем-то гораздо более масштабным, древним, прочным и укорененным, чем текущий конфликт. Этой идентичности тысячелетие — а не несколько месяцев или лет.
Мы принадлежим к восточнославянской православной цивилизации, корни которой восходят к днепровскому Крещению, когда святой князь Владимир посвятил свой народ Христу. Как в XI веке написал об этом событии митрополит киевский Илларион, "Благодать и Истина всю землю наполнили, и вера на все народы распространилась, и до нашего народа русского дошла". В более широком контексте мы принадлежим к европейской христианской цивилизации, которая опирается на библейское Откровение, греческую традицию философской мысли и римскую (в том числе восточно-римскую) государственническую традицию.
В этом отношении ни Европа не может отменить русскую культуру, ни мы — европейскую, не отменяя свою собственную. Исторически и культурно у нас гораздо больше общего с Европой, чем с любым другим регионом мира».