Участник нашего проекта «После» экономист Дмитрий Прокофьев пишет:
«Потребление алкоголя за период 2008–2021 гг., по оценкам Минздрава РФ, снизилось на 43 %: с 16 литров "чистого этанола" на душу населения в год до 9 литров (почему это важно: уровень в 10 литров этанола на душу населения считается "пороговым" в плане возникновения "резко негативных социальных последствий"). То есть пить мы реально стали меньше.
Но теперь ситуация изменилась, сообщают авторы доклада "Тринадцать тезисов об экономике" Центра макроэкономичекого анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). По данным Росалкогольрегулирования, розничные продажи алкогольной продукции (без учета пива) в РФ за январь-ноябрь 2022 г. выросли на 3,0 % по сравнению с аналогичным показателем за 2021 год, в т. ч. "продажи ликероводочных изделий крепостью выше 25 % — на 27 %, до 10,1 млн дал. Потребление крепкого алкоголя растет опережающими темпами по сравнению со всем алкоголем (за исключением пива).
Сочетание психологических шоков нескольких типов привело к заметному росту потребления сперва крепкого алкоголя, а затем — и к активизации общего его потребления. При этом в 2022 г. процесс, судя по оперативным данным, закрепился", — констатируют эксперты ЦМАКП.
То есть пить мы опять стали больше. Но советники власти смотрят на ситуацию глубже. Вот что говорится в главе их доклада "Реалкоголизация населения: риски увеличиваются, проблема лишь формируется":
– Проблема состоит в том, что в перспективе "около" рынка алкоголя (прежде всего крепкого) может возникнуть система, подталкивающая к дальнейшей алкоголизации населения;
– доходы региональных бюджетов будут, вероятно, снижаться (как напрямую, за счет сжатия поступления налога на прибыль и НДПИ на углеводороды, так и косвенно, из-за уменьшения объема трансфертов с федерального уровня), поэтому потребность в акцизах на алкоголь станет объективно повышаться;
– разнообразие предложения потребительских товаров в условиях системных экономических санкций и вероятного ослабления рубля будет, очевидно, снижаться. В то же время, из-за дефицита предложения трудовых ресурсов, заработная плата будет возрастать. В этих условиях, в свою очередь, возникает соблазн использовать алкоголь как средство устранения "избыточных ресурсов" с потребительского рынка;
– наконец, психологическое напряжение населения в условиях экономической турбулентности и рисков безопасности будет, видимо, высоким».