Историк Владислав Аксенов в презентации книги «Война патриотизмов» говорит о чувстве любви к отечеству в России 1912-1917 годов:
«По мере приближения к революции мы отмечаем невротизацию российского общества. Это выражается и в динамике поступлений душневнобольных в городские лечебницы, и в лексике и риторике выступлений общественных деятелей и политиков, и в злоупотреблении заглавными буквами и восклицательными знаками. <…>
Парадокс патриотизма заключается в его эмоциональной природе и противоречивости. <…> Если это о светлых чувствах к отечеству, то что понимать под отечеством? Изначально речь шла о любви домашнему очагу, малой родине. В XIX веке разрабатываются новые концепции. В консервативных кругах доминирует патриотизм как верноподданичество. <…>
Место любви к Отечеству часто занимает ненависть ко всему чужому. Отчасти это вызвано практиками отечественной военной пропаганды. Так получилось, что если одной из реперных точек французского патриотизма стала Французская революция, то в российских дискуссиях на эту тему стала важна война 1812 года. Именно она производила основные патриотические образы, центральное место в которых занимал образ воина-героя. Такая пропаганда учила, что патриотизм — умение жертвовать своей жизнью ради абстрактных патриотических целей. Как отмечал Аксаков, она учит любить родину в военное время, но не объясняет, в чем принцип патриотического поведения в мирное. <…>
Когда в 1912 году начинается первая Балканская война, в России возвращается интерес к панславистским идеям. Отталкиваясь от теории панславизма, начинается обоснование противостояния России и Запада. Оно основывалось на чувстве обиды на Европу. Полагали, что Россия пожертвовала собой, когда спасла Европу от Наполеона, а неблагодарная Европа отплатила тем, что в Крымскую войну выступила против России на стороне Турции и вообще не учитывала геополитические интересы России. Эти обиды выливались в сильное чувство ресентимента. <…>
В конце XIX - начале XX века многие философы независимо друг от друга приходят к выводу, что именно ресентимент составляет основу патриотического чувства. Следовательно, патриотизм как идеология виновен в развязывании войн. Например, в России с этими позициями выступает Л.Н. Толстой. Р. Михельс приходил к тем же выводам и обращал внимание, что патриотизм перенаправляет интересы человека в сторону абстрактных категорий, в результате чего патриот забывает о живых людях. Патриотизм — возвеличивание мертвого и абстрактного, в жертву которому приносятся живые люди. <…> Дискуссии о патриотизме нередко превращаются в споры эмпата с психопатом».