Телеграм-канал «Стальной шлем» пишет:
«После победы над Бонапартом и Венского конгресса наступил период относительной стабилизации и спокойствия. Например, в немецкой истории эта эпоха известна как Vormärz («Домартовье»). То тут, то там периодически вспыхивали войны и революции, но в “ядре” континента они были либо скоротечны <…>, либо происходили на европейский окраинах <…>.
Эта эпоха закончилась в 1848 г., когда случилась “Весна народов”. В Германии революции начались в марте <…>. Хотя в большинстве стран революционная “Весна народов” в итоге провалилась, 48-й год открыл новую эпоху потрясений, у которой почему-то в историографии не осталось хлёсткого ярлыка. Вплоть до 1871 г. европейцы снова регулярно воевали между собой — Венгерская, Крымская, три Итальянских, две Шлезвигских, “братская” война между немцами и австрийцами, франко-прусская и, наконец, Парижская коммуна.
Эпоха после 1871 г. и до 1914 г. осталась в истории как Belle Époque («Прекрасная эпоха»). Пожалуй, это был пик мирового господства европейской цивилизации с её глобальными колониальными империями, Второй промышленной революцией, расцветом культуры и историческим оптимизмом насчёт собственного будущего. Как и в предыдущую “мирную” эпоху войны и революции тогда никуда не исчезли, но происходили где-то на окраинах континента <…>.
При этом сразу следует отметить, что Belle Époque, как и все остальные оплакиваемые эпохи такого рода, была “прекрасной” для конкретных социальных, этнических и гендерных групп — преимущественно для белых образованных мужчин из городского среднего класса. Для женщин, рабочих, крестьян, даже для большинства аристократов, не говоря уже о представителях небелых неевропейских народов, чего-то “прекрасного” в Belle Époque нужно было ещё поискать.
Как бы то ни было, эту противоречивую Belle Époque растоптал и уничтожил 1914 г. Существует очень спорная концепция о “Второй Тридцатилетней войне”, согласно которой оба мировых конфликта между 1914 и 1945 гг. описываются как единый взаимосвязанный процесс. Её критики указывают на то, что Вторая мировая всё-таки не вытекала автоматически из Первой, и её генезис куда сложнее, чем шаблонное объяснение про “недоигранную войну:.
Тем не менее действительно после 1914 г. долгий мир пришёл на европейский континент лишь к первой половине 1950-х гг. Формальное окончание Первой мировой в ноябре 1918 г. вовсе не означало всеобщего замирения — многочисленные Гражданские войны, революции, контрреволюции и переделы национальных границ продолжались в Европе примерно до 1923 г. Сперва казалось, что во второй половине 1920-х гг. началось “возвращение к нормальности”, но его быстро прервали Великая депрессия и рост авторитарного радикализма.
<…> Следующее “возвращение” к нормальности» в Европе ненадолго случилось во второй половине 1930-х гг., но и оно быстро закончилось с началом Второй мировой войны. Причём её окончание весной 1945 г. не означало одномоментного замирения и восстановления благополучия. Европа оставалась бедным, разрушенным и внутренне расколотым континентом ещё всю вторую половину 1940-х гг., так что относительная “нормализация” наступила здесь лишь к началу 1950-х гг».