Телеграм-канал «Стальной шлем» пишет:
«Первый еврейский погром нацисты устроили ещё до своего прихода к власти. Это случилось в еврейский Новый год 12 сентября 1931 г. на берлинском бульваре Курфюрстендамм – главной торговой улице немецкой столицы. Десятки штурмовиков, выкрикивая антисемитские лозунги, стали бить всех встречных евреев и даже тех, кто просто выглядел как еврей. Нападению подверглись местная синагога и ближайшие кафе. Организаторами погрома являлись гауляйтер Берлина Йозеф Геббельс, глава столичных СА Вольф-Генрих фон Хелльдорф и его начальник штаба Карл Эрнст.
<…> Хелльдорф и Эрнст отделались небольшими штрафами. Веймарская республика была привычна к битвам военизированных группировок, но не к расовым погромам. Никакой общественной поддержки нацисты не получили, и этот эпизод на несколько лет остался исключительной историей.
В первые месяцы после назначения Гитлера канцлером нацисты развернули террор против всех своих открытых политических противников. Жертвами этого насилия стали множество евреев, связанных с марксистскими или либеральными партиями. У многих владельцев бизнеса отжали собственность под предлогом «ариизации» капитала. Тем не менее руководство партии выступало против еврейских погромов, так как это бы сильно испортило имидж новой власти в глазах Запада.
Вместо этого еврейские магазины и предприятия бойкотировали, а самих евреев выдавливали из общественной жизни через многочисленные дискриминационные законы и запреты на профессии – чиновников, юристов, врачей, преподавателей, журналистов, редакторов и любых деятелей культуры. Половина из 500 тыс. немецких евреев до войны успели эмигрировать.
Иногда погромы всё же случались, но только по инициативе местных штурмовиков. <…> Однако режим по-прежнему трепетно относился к своему имиджу за рубежом, поэтому участники погромов получали символические наказания, а некоторых чиновников отправляли в отставку. Например, за погром на Курфюрстендамм был уволен глава столичной полиции.
Всё переменилось в 1938 г. Военные расходы Германии окончательно вышли за все разумные пределы, и государству срочно требовалась хоть какая-то валюта, чтобы закрывать дыры в бюджете. На заграницу больше не смотрели – Гитлер уже объявил своей элите о готовности воевать против Чехословакии, а если потребуется, то и против Франции с Великобританией. <…> На протяжении всего 1938 г. немецких и австрийских евреев грабили – ставили на учёт всё их имущество, скупали его за бесценок, а то и просто конфисковывали.
7 ноября молодой еврей Гершель Гриншпан застрелил в Париже секретаря немецкого посольства Эрнста фом Рата в отместку за то, что семью Гриншпанов недавно депортировали в Польшу без средств к существованию.
Министр пропаганды Геббельс убедил Гитлера отреагировать на покушение заранее срежиссированной «акцией народного гнева». Фюрер согласился, и в ночь с 9 на 10 ноября в стране состоялся общегерманский еврейский погром, который вошёл в историю как «Хрустальная ночь». Были разгромлены тысячи объектов недвижимости, сожжены сотни синагог, унижены, избиты и арестованы десятки тысяч человек, убиты сотни людей. <…>
Сразу после погрома на евреев был наложен чрезвычайный карательный налог в 1 млрд. рейхсмарок, им была запрещена любая ремесленная и коммерческая деятельность, а вся их собственность и прочие ценности окончательно распроданы с молотка».