Телеграм-канал «Стальной шлем» пишет
об антисемитизме и проработке прошлого в послевоенной Германии:
«В средне- и долгосрочной перспективе антисемитская волна 1959/60 гг. стала катализатором общественной дискуссии внутри западногерманского общества о том, как в ФРГ вспоминают и оценивают относительно недавний нацистский режим. Оказалось, что либо нейтрально, либо вовсе с тёплыми чувствами.
В течение 1950-х гг. Федеративная республика выстроила демократические политические институты и достигла экономического благополучия без какой-либо внятной рефлексии о нацистском прошлом. Более того, ФРГ в этот период оставалась политически-пассивным, социально-консервативным и реваншистским обществом. Государство на официальном уровне заявляло о своих территориальных претензиях к Польше и Советскому Союзу, требуя вернуть немецкие границы 1937 г. «ГДР» считалась незаконным и нелегитимным режимом.
В массовом сознании нацистская эпоха и её лидеры по-прежнему оценивались с позиций «не всё так однозначно». В 1952 г. 37% респондентов честно отвечали, что Германии было бы лучше без евреев <…>. В 1955 г. 48% опрошенных продолжали считать, что Гитлер стал бы величайшим правителем в истории Германии, если бы не ввязался в войну. Главными жертвами Второй мировой большинство западных немцев считали самих себя. Политикой, согласно опросам, интересовались не более 30% респондентов, а 2/3 полагали, что никакого влияния на политическую жизнь они оказать неспособны, а потому туда и не нужно соваться.
В своей статье 1959 г. «Что значит «проработка прошлого?» философ Теодор Адорно писал, что большинство западных немцев хорошо относятся к демократии лишь потому, что она совпала с экономическим процветанием, но у них до сих пор нет никакой внутренней привязанности к этому типу политического режима. Если завтра экономическое благополучие вдруг закончится, значительное число граждан вновь станут готовы принять диктатуру для преодоления кризиса.
<…> Лишь с 1960-х гг. спустя 15-20 лет после краха нацизма в Западной Германии началась активная общественная дискуссия о значении нацистского прошлого, а также повышение общественной осведомлённости и гражданского участия в политических процессах».