Телеграм-канал «Стальной шлем» пишет:
«После Второй мировой войны сложились две точки зрения на то, в какой степени «простые немцы» несут ответственность за гитлеровский режим. Согласно первой <…> – нацизм являлся естественным следствием всей предыдущей германской истории и культуры. Следовательно, для большинства немцев это был «свой» режим, который они искренне поддерживали.
Согласно второй точке зрения – ставшей мейнстримом в самой послевоенной Германии – нацизм являлся навязанным деспотическим режимом, который искренне поддерживало лишь меньшинство немцев. Только в ФРГ считали, будто нацизм – это следствие обмана и психологического «наваждения» со стороны узкой группы гитлеровских соратников, а в ГДР, будто нацизм – это следствие заговора финансово-промышленного капитала.
Однако развитие гуманитарной науки и ход общественно-политических дискуссий позволили со временем отойти от этих полярных оценок. С конца 1970-х гг. в Западной Германии стала развиваться такая историческая дисциплина как «История повседневности» <…>. Её приоритетным предметом исследования стало поведение «простых немцев» в годы «Третьего Рейха». Стал очевидным факт, что взаимодействие немецкого народа с нацистским режимом было скорее «серым», чем чёрно-белым.
<…> Подавляющее большинство немцев на протяжении всех 12 лет режима комбинировали такие модели поведения как пассивная или активная лояльность, тихое неприятие, дистанцирование и «уход в себя», либо, наоборот, одобрение и соучастие. Причём каждый отдельный человек мог одновременно придерживаться разных моделей поведения в зависимости от контекста и обстоятельств.
Важным источником свидетельств такого рода является дневник филолога Виктора Клемперера – еврея, который все 12 лет нацизма прожил в Германии, был низведён на самый низ социальный иерархии, но всё же не был депортирован в концлагерь, потому что его жена являлась немкой. Клемперер описывал в своих заметках, как одни и те же люди могли принимать одни постулаты нацистского режима и одновременно отвергать другие.
Например, он описывает женщину с фабрики, которая не боялась открыто общаться с ним и даже подкармливала, но при этом была в шоке от того, как еврей может быть женат на немке. Или в последние месяцы войны Клемперер с супругой прятались в деревне у женщины литовского происхождения, которая плохо отзывалась о Гитлере и желала скорейшего окончания войны пусть и через разгром Германии, но это никак не мешало ей именовать конфликт «Иудейской войной» и отзываться о евреях в том духе, что как раз в отношении них Гитлер мог быть и прав».