Социальный и экономический аналитик Сергей Шелин в издании «The Moscow Times» пишет:
«Действие факторов, обуславливавших дезинфляционный эффект, исчерпывается (некоторые из них вообще имели чисто ситуационный характер), в то время как проинфляционные факторы даже усиливают своё действие, — констатирует ЦМАКП, — Прежде всего, это касается быстро ослабляющегося обменного курса».
После того, как российские экспорт и импорт переориентировались с Запада на Восток, торговый баланс РФ вновь стал «нормальным», т. е. опять начал определяться не столько зигзагами санкций, сколько продажной ценой на нефть. А она сейчас гораздо ниже, чем год назад.
За этой упавшей ценой, как и в довоенные времена, стал следовать курс рубля. «Мы не ждем среднесрочного укрепления курса — наша оценка на конец года — 87-95 руб./долл. с очень высокой неопределенностью», — собщают аналитики Telegram-канала «Твердые цифры».
Как и положено, ослабление национальной валюты и рост бюджетного дефицита (до неслыханных 8,3 трлн руб за 12 месяцев с июня 2022-го по май 2023-го) начинают толкать вверх цены.
Июньский рост индекса потребительских цен близок к 0,5%. В прошедшем месяце они поднимались в полтора раза быстрее, чем в предыдущем. Контраст с прошлогодним июнем, когда ценовой индекс не вырос, а снизился на 0,35%, выглядит убедительно и даже впечатляюще.
Парадоксы себя исчерпали, и россиянам предстоит увидеть «нормальную» инфляцию, разгоняемую военными тратами. И убедиться, что старые правила, по которым живет тыл воюющей страны, никто не отменял».