Историк и культуролог Борис Якеменко пишет об опасностях национализма:
«Национализм опасен для государства, а для такого государства как Россия, где живут сотни национальностей, он смертелен. Национализм всегда является в минуты слабости, это симптом стремления к упрощению и вульгаризации, показатель отсутствия серьезной стратегии.
Но тогда зачем он государству? Дело в том, что наше государство давно осознало опасность национализма и решило вопрос с ним просто - чтобы не выросло погромного опасного национализма, надо его перманентно имитировать. Тогда рано или поздно возникнет сообщество ручных, пиротехнических и ни на что серьезное не способных националистов. Именно поэтому кормили Баркашова и Поткина, закрывали глаза на Просвирнина, аккуратно поощряли «Память», разрешали «Русские марши», прощали националистический эпатаж политикам.
И вакцина национализма сработала – вместо погромов администраций националисты громили прилавки с помидорами, а вместо «правительство в отставку» кричали «Россия для русских». <…> Это был бунт сытого мещанства <…>. В качестве иллюстрации достаточно взглянуть на Холмогорова.
<…> Национализм - идеология, которая открыто провозглашает неравенство. Причем неравенство по крови, то есть которое нельзя исправить. <…> Можно получить «коренную национальность» в награду, а, значит, можно быть и развенчанным, изгнанным из нации.
Соответственным образом назначаются и виновные в бедах нации. Так, например, мне за последний год неоднократно приходилось слышать, что все, у кого фамилии на «ко» <…> суть тайные враги, а, следовательно, должны быть взяты на карандаш. Возражения и даже документы не принимаются, а любой сторонний защитник немедленно записывается в те же враги и всё.
Есть и еще одна серьезная проблема. Национализм кардинально противоречит христианству <…>. Однако все эти новоявленные Пуришкевичи непременно (и демонстративно) подчеркивают свою православность. И вот здесь возникает серьезная трудность – для преодоления фундаментального противоречия между национализмом и христианством на помощь призывается язычество, ибо последнее позволяет сохранить националистическую амбивалентную картину мира, обосновать разделение на чистых и нечистых.
<…> Стихийный национализм требует стихийную же, природную религию, примитивную и вульгарную, но удобную и развеселую со скоморохами, идолами, пьяной дракой и погромом. Христианство, стремящееся к небу, насильно приземляют и всаживают, как идола, в целину».