Глава департамента культуры правительства Москвы Александр Кибовский пишет в «Литературной газете»:
«Признаем очевидное — после распада СССР Запад применял к нашей стране те же неоколониальные технологии, которые он практиковал в других регионах планеты. И когда нам говорят, что в нашей культуре происходит "что-то странное", мне хочется спросить: а разве как-то иначе было в экономике, образовании, в других сферах жизни страны? Это универсальная проблема. Сорок лет наше общество являлось объектом активной информационной и культурной интервенции. Под демагогию об отказе от советской идеологии на самом деле свергались герои, шельмовались подвиги, поощрялось историческое самобичевание и комплекс национальной вины. Разрушались все базовые традиционные скрепы общества одновременно с внедрением нравов дикого капитализма, где умный лишь тот, кто богатый. Так чего теперь удивляться, что, несмотря на постоянные заявления о необходимости патриотического воспитания, для части интеллектуальной среды основополагающим стал эгоизм прозападного толка, внутренняя эмиграция с полной готовностью к внешней, желание урвать любыми способами тут, чтобы хватило на сытую жизнь там. <…>
Культура — мощнейший инструмент воздействия на общество. Но у нас он использовался под лозунгом "Пусть расцветают все цветы". А теперь мы удивляемся, отчего это у нас фильмов о важнейших событиях нашей истории раз-два и обчелся, зато по театральным подмосткам к месту и не к месту бегают голые люди. Только сейчас наконец созрело понимание необходимости государственного регулирования. Появилась и надежда на то, что ситуация скоро изменится. Такую надежду дает подписанный 9 ноября президентом Владимиром Путиным указ, которым прямо установлено, что государственная поддержка и финансирование должны оказываться только тем проектам, которые соответствуют интересам сохранения и укрепления традиционных ценностей. Это первый столь решительный документ на уровне федерального центра. У нас наконец-то появилось понятие "государственный заказ произведений литературы и искусства". Это то, о чем лично я мечтал, говорил и писал долгие годы, в том числе и на страницах "ЛГ".
Будем откровенны — против нас "с той стороны" работают настоящие профессионалы, знающие толк в продвижении западных ценностей. Пять веков русофобии не прошли зря — арсенал применяемых средств огромен. Увы, нам надо было оказаться в режиме специальной военной операции, чтобы осознать всю опасность этого и начать реализовывать свою ответную политику в сфере культуры. Но лучше поздно, чем никогда. Здравый смысл наконец восторжествовал, а это дает надежду, что наш зритель увидит-таки действительно достойные, по-настоящему патриотические произведения, рассказывающие о значимых событиях нашей истории и вдохновляющие на новые свершения. А вот не упустить этот шанс, не утопить его профанацией — это важнейшая задача на современном этапе и для творцов, и для управленцев».
Не будем спрашивать с издевочкой господина Кибовского: «Где ж вы были последние сорок лет?» Это пошло. Порадуемся лучше за театры и за школьников, которых будут в театры гонять смотреть достойные, по-настоящему патриотические произведения.
Будут ведь. Иначе опустеют театры.