Обозреватель «Новой газеты» Александр Солдатов пишет:
«Жесткость решений власти в России компенсируется необязательностью их исполнения — подмечено еще классиками. Похоже, музейное сообщество нашло способ защитить рублевскую «Троицу» или, по крайней мере, оттянуть исполнение приговора в отношении нее. <…>
Реставрационный совет однозначно дал понять: в судьбе «Троицы», помимо президента РФ и патриарха РПЦ, участвует третий субъект, и его позиция как минимум столь же значима. «Икона «Святая Троица» Андрея Рублева не подлежит выдаче за пределы Третьяковской галереи на праздник Троицы 4 июня сего года из-за сложного и нестабильного состояния, а также непредсказуемости продолжающегося процесса негативных изменений. В настоящий момент икона находится в реставрационной мастерской в процессе неотложной реставрации», — цитирует «Интерфакс» решение совета.
Судя по реакции РПЦ, правы были те эксперты, которые предполагали, что патриархии нужен не столько сам шедевр, сколько символический сигнал, посылаемый Путиным Кириллу как бы в знак благодарности за его «решительную» позицию по «СВО».
<…>
В целом позиция представителя РПЦ поражает инфантильной безответственностью: мы будем пользоваться шедеврами как хотим, но отвечать за их сохранность при этом по-прежнему будут музейщики!
Однако, собственно с церковной, богословско-литургической точки зрения, никакой острой необходимости перемещения оригинала «Троицы» в лавру нет. Сейчас в иконостасе Троицкого собора, справа от царских врат, находится точная копия рублевского шедевра, написанная в 1926 г. гениальным реставратором Григорием Чириковым, репрессированным сталинским режимом. Копия была создана для международной выставки — даже большевицкое правительство понимало невозможность вывоза рублевского шедевра из музея. Разумеется, техническое состояние копии гораздо лучше, и она не так подвержена влиянию перепадов температуры и влажности, как памятник 600-летней давности. А подвергать икону искусствоведческому анализу прямо во время молитвы вряд ли придет в голову адекватному верующему.
Посему апологеты патриарха Кирилла приводят отнюдь не религиозные и даже не искусствоведческие доводы.
«Возвращение иконы необходимо для победы в СВО, ибо Святая Русь — Великая, Малая и Белая — едина, как Святая Троица, — заявляет глава «Ассоциации православных экспертов» РПЦ и сотрудник Института стран СНГ Кирилл Фролов. — Мобилизацию русского народа вызовет возвращение такой великой святыни. Президент и патриарх принимают историческое решение о таком возвращении, но тут либеральная часть музейного сообщества начинает это возвращение срывать. В случае срыва произойдут грандиозная апатия и демотивация православного русского большинства».
…35-летний процесс «православного возрождения» в советско-постсоветской России дошел уже до такой стадии, когда приближение очередного церковного праздника вызывает тревогу за судьбу национальной культуры. Могли ли мы себе такое представить в далеком 1988-м, когда все начиналось пышным празднованием 1000-летия Крещения Руси? За 10 дней до праздника Троицы с трудом (и надолго ли?) удалось отстоять «Троицу», а ведь не за горами день Владимирской иконы Божией Матери — другого крупнейшего шедевра Третьяковки.
К любому древнерусскому экпонату из музейного фонда России можно подобрать праздник или дату из церковно-патриотического календаря. Как не вспомнить пророчество Исайи, которое читается в православных храмах в начале Великого поста: «Праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня… Когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови» (Ис., 1:14–15). Недаром ведь теперь передачу святынь РПЦ напрямую связывают с «СВО» — такой вот причудливый симбиоз…»