Культуролог Михаил Эпштейн в ходе дискуссии «Антирусский мир» говорит:
«Российские правители относятся к своему народу и пространству как чужеземцы. Например, Александр Невский, который стал главным историческим деятелем России по итогам телеконкурса 2008 года, приводил ордынцев в Новгород и работал вместе с колонизаторами и захватчиками против своих земель и сограждан. Эта традиция продолжалась и во времена Грозного и Сталина. Народ и пространство рассматривали как предмет завоевания, как чуждый этнос, который нужно разграбить, завоевать, покорить, присвоить. Такой подход должен был оправдывать максимальную жестокость. Потому что по отношению к своим так не поступают. Впервые внимание на это обратил писатель и историк Владимир Шаров. Он говорил о самоколонизации России. Иван Грозный перенес столицу в Александров, назначил Симеона Бекбулатовича правителем для того, чтобы освободить себе руки для нападения на свою же Московию уже как иностранцу и колонизировать ее руками своих наемников. Для таких же целей Петр I перенес столицу в Петербург. Александр Эткинд в книге "Внутренняя колонизация" писал, что Россия выступает как колония для своих властей и своего государства.
У России особенная ситуация. Ее колониальные владения были не заморскими, а органически входили в ареал Золотой Орды. Георгий Федотов, русский историк и религиозный мыслитель, говорил, что ханская ставка Орды просто была перенесена в Москву, и Москва стала Великим Сараем. Произошло преемство власти и государственного образования, которое вмещало в себя Московское княжество, а затем эта часть стала политически господствовать. Но природа государственного строя не изменилась. Когда смотришь на Россию, то видишь в ней кочевое наследие. То, что страна еще не перешла в оседлое состояние. Революции, ГУЛАГ, бесконечное перемещение людей, общая неустроенность и обветшание, неспособность окультурить данное место. Чаадаев в первом "Философическом письме" 1829 года говорил о том, что мы все как будто на постое, менее любим и уважаем свои города, чем кочевники — свои стойбища. Есть цивилизации, которые возделывают землю. А есть цивилизации кочевья, которые живут землей, ее ресурсами и расширением. Такая же природа и у ресурсного и территориального проклятия России. Полагание на землю — это признак хтонизма в основании цивилизации. Жить плодами земли, расширением земли, а не целью переустроить и культивировать эту землю — это признак сознания, идущего от ордынского кочевья».