The Economist пишет о трудной судьбе детей-вундеркиндов:
«Какие бы у них не были способности с рождения, дети, чьи таланты взращивали и которым помогали их развить, обладают лучшими возможностями на успех в дальнейшей жизни.
Однако гениальные дети не всегда преуспевают. Некоторых известных ученый из Гарвардского университета Радж Четти называет “потерянными эйнштейнами”: это дети, которые не сумели найти применение своему интеллекту, или которым не помогли этого сделать, или не помогли справиться с уникальностью их опыта и переживаний. Есть и те, чьи способности не удалось распознать при помощи IQ-тестов. И есть исключительные дети, которые сталкиваются с препятствиями в дальнейшей жизни, потому что они так и не развили в себе навыки межличностного общения, которые необходимы для успеха на работе или в обществе.
В 1920-х годах американский психолог Льюис Терман изучал 1,5 тыс детей с очень высоким интеллектом. Другие исследователи 70 лет спустя решили узнать, как сложилась судьба участников группы. Они узнали, что им не удалось выйти за рамки своей классовой принадлежности (социально-экономического статуса). При этом среди детей, исключенных Терманом из группы как недостаточно талантливых, оказался Уильям Брэдфорд Шокли, один из изобретателей плоскостного транзистора. Позднее ему присудили Нобелевскую премию по физике.
Остается также проблема несчастливого детства. Ким Унг-Йонг был вундеркиндом в Южной Корее. Теперь, в свои 50 лет, будучи гражданским инженером, он считает, что его лишили детства. Он начал говорить в 6 месяцев и освоил 4 языка в возрасте 2 лет. Он получил свою первую докторскую степень в 8 лет, и тогда его отобрали для работы в NASA. “Я вел свою жизнь как машина”, сказал он. “Я просыпался, решал заданное мне уравнение, ел, спал…Я был одинок и у меня не было друзей”. Даже Альберт Эйнштейн, один из самых ярких примеров гениев, писал в 1952 году: “Странны быть таким известным и при этом быть столь одиноким”.
Современным вундеркиндам эта информация не сулит ничего хорошего».