The Economist пишет
о текущем состоянии российской экономике:
«Давайте посмотрим внимательнее на путинской военную экономику. Там становится отчетливо видно, что экономика перегрета. Инфляция в сфере услуг чрезвычайно высокая. Стоимость номера в отеле “Ритц-Карлтон” — который теперь после того, как западные владельцы вышли из доли, называется “Карлтон” — поднялась с $225 до начала конфликта до $500. Подобные примеры говорят о том, что причина инфляции исключительно внутренняя.
В 2024 году расходы на оборону увеличатся вдвое до 6 % ВВП — самый высокий показатель с момента распада СССР. Помня о предстоящих выборах, правительство также увеличивает объем социальных трансфертов населению. Некоторые семьи погибших солдат получают выплаты, которые равны их ежемесячному доходу за 30 лет. Цифры от министерства финансов говорят, что фискальный стимул этого года равен 5 % ВВП, что намного превосходит объем аналогичного стимула, который правительство применило во время пандемии.
В итоге темпы роста идут вверх. Оперативные данные от банка Goldman Sachs указывают на хорошие результаты. Другой банк, JPMorgan Case, пересмотрел свой прогноз роста российского ВВП с падение на 1 % в начале года на рост в размере 1,8 % в июне, а совсем недавно — на 3,3 %. Предсказания экономического коллапса — о котором в унисон говорили западные экономисты и политики после начала СВО на Украине — оказались вопиюще ошибочными.
Проблема заключается в том, что российская экономика не может позволить себе такой рост. С начала 2022 года уровень предложения в экономике упал. Работники — часто высокообразованные — покинули страну. Зарубежные инвесторы вывели около $250 млрд прямых инвестиций, что равняется половине всех вложений в период до начала конфликта.
В экономике наблюдается огромный спрос на фоне скудного предложения, что приводит к более высоким ценам на сырье, капитал и рабочую силу. Безработица находится на уровне меньше 3% — это рекордно низкий показатель, которые побуждает работников требовать более высокой оплаты труда. Номинальная оплата труда растет на 15% в год. Компании, в свою очередь, переносят эти издержки на покупателей».