The Economist пишет
о том, что вклад университетов в экономический рост крайне незначительный, согласно новому исследованию международной команды ученых:
«Новое исследование ученых <...> приходит к одному очень тонкому, но сокрушительному предположению: когда дело касается роста продуктивности, старая модель, где бизнес и наука были объединены под одной крышей, работала лучше, чем текущая, в рамках университетов <...> В целом, ученым удалось установить, что научные прорывы в государственных учреждениях ‘не находят отклика или почти не получают распространения среди корпораций’ уже в течение многих лет. Ученый в университетской лаборатории может публиковать одну великолепную статью за другой, расширяя границы своей дисциплины. Часто, однако, бывает, что его публикации не оказывают никакого влияния на исследования самих корпораций, их патенты или количество ученых, которых корпорации нанимают на работу — естественные науки здесь являются исключением. Это, в свою очередь, указывает на совсем незначительное влияние, которое оказывают университетские исследования на производительность экономики.
Почему частным компаниям так трудно воспользоваться идеями, которые предлагают университеты? Отказ от содержания собственной лаборатории в рамках корпораций – одно из возможных объяснений. В этих лабораториях работали удивительные команды, состоящие из мыслителей и практиков. В 1940-х годах в Bell Labs работала команда химиков, металлургов и физиков, которые были нужны для решения сложных теоретических и практических проблем, связанных с разработкой транзистора. Такого междисциплинарного сотрудничества больше нет. Другой ответ на вопрос касается самих университетов. Ученые, которые освобождены от давления корпоративных боссов, могут заниматься исследованиями тех вопросов, которые удовлетворяют их любопытство или повышают количество цитирований, а не способствуют росту количества научных открытий, способных изменить мир или принести денег. Однако, в умеренном количестве, исследования ради исследований не являются чем-то плохим; некоторые открытия, как пенициллин, были совершены абсолютно случайно. Однако если все будут спорить о том, сколько ангелов может уместиться на кончике иглы, то экономика будет проседать».