Журналист Тони Барбер пишет
в The Financial Times о конспирологических теориях, которые пользуются популярностью в Кремле:
«Наконец, стоит сказать, что в России популярны различные конспирологические теории, некоторые из них берут начало в народе, а другие — в официальной позиции властей. Одна из самых экзотичных была изложена реакционером и секретарем Совета безопасности Николаем Патрушевым. Он пришел к выводу, что США хотят добиться поражения России на Украине по причине того, что американцы пребывают в страхе из-за возможного извержения Йеллоустонской кальдеры — супервулкана в штате Вайоминг — и вынашивают планы переселения в Восточную Европу и Сибирь.
Другая конспирологическая теория посвящена “золотому миллиарду” — идея, согласно которой западные элиты хотят установить контроль над запасами мировых ресурсов, включая те, что расположены на территории России. Эта теория возникла незадолго до распада СССР в 1991 году, однако сам Владимир Путин часто обращался к ней во время своих выступлений.
Что объединяет все эти концепции — это обвинение Запада в том, что он хочет развалить Россию как государство. Это не имеет ничего общего с официальной политикой стран Запада. Однако некоторые консервативные мыслители в США и в Центральной и Восточной Европе действительно предсказывают распад России — третий акт, как они говорят, процесса, который начался с момента падения царской России в 1917 году и исчезновения СССР в 1991.
Подобные прогнозы выглядят зловеще в глазах русских, поcкольку в определенной степени вдохновлены идеями прометеизма — движения, которое было активно в Польше в период между двумя мировыми войнами. Цель его состояла в подрыве власти Москвы, поддерживая независимость нерусских народов».