Специалисты по геоэкономике Али Ахмади и Оваис Аршад пишут в The National Interest о новом подходе американской администрации к контролю за экспортом:
«Благодаря цифровизации документооборота и возросшей централизации глобальной финансовой инфраструктуры, которая в основном базируется на Западе, стало проще с отслеживанием и пресечением финансовых транзакций, а также с проведением громоздких процедур банковских проверок. Это привело к эффекту сквозной просматриваемости всей системы с удобными точками доступа к ее точкам уязвимости. На данный момент у этой технологии нет аналогов, и компании признают, что самостоятельно контролировать всю цепочку сбыта продукции они не смогли бы.
Вашингтон давно уже хотел переложить на банки ответственность за выполнение функций контроля за экспортом, так как финансовые институты обладают большими возможностями контроля за торговлей высокотехнологическими продуктами, которые фигурируют в списках подсанкционной продукции. Банки также могут способствовать осуществлению этих транзакций через трансграничные платежи и предоставлять услуги по обработке аккредитивов или оформлению кредитов. Вашингтон надеется, что ему удастся задействовать мощность банков в сфере комплаенса, чтобы компенсировать ограниченные возможности промышленных и высокотехнологичных компаний отслеживать конечных покупателей их продукции.
<...> Новые меры уже принесли некоторые плоды. Китайские банки уже испытывают колебание при заключении сделок с российскими лицами. Пекин на публику может говорить о “безграничном партнерстве” с Москвой, однако даже государственные китайские компании пытаются просчитывать свои риски. Это напоминает ситуацию с Ираном и Северной Кореей, когда Китай решил передать работу с контрагентами из этих стран специальным региональным государственными институтам».