Профессор Стэндфордского университета Дэн Эдельштейн пишет
в The National Interest о проблеме идеологического мышления и как его преодолеть:
«Идеология доводит до совершенства современную идею о революции. Так как ожидаемое будущее должно быть правильным и справедливым, то к этому будущему может вести только одна дорога – от несправедливого прошлого к идеальному будущему. Современные революционеры требуют идеологии, а идеологии, в свою очередь, всегда революционны. Они всегда носят эксклюзивный характер: «тем не менее всё, что изложено в моей книге, — незаменимо, и другого выхода нет; никто ничего не выдумает», заявил один из идеологов в лице Шигалева в романе Федора Достоевского «Бесы». Антиплюрализм современных прогрессивных левых приводит их к сведению всех социально-политических проблем к одной единственной причине. Когда Маркс и Энгельс утверждали, в начале своего «Коммунистического Манифеста», что «история всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов», он сумели схватить главную суть идеологии. В прошлом была проблема, которая мешала нам правильно жить, а вот нынешнее решение этой проблемы гарантирует нам счастливое будущее. Это шаблон, которым пользуются все идеологии: они просто на место «борьбы классов» ставят «евреев», «колонизаторов», «элиты», «капитализм», «иммигрантов» или любое другое воплощение зла – и зараза начинает быстро распространяться.
<...> Чтобы избежать идеологизации мышления, нам надо признать, что наши взгляды не являются исключительными. Формальным антидотом от идеологий может послужить либерализм в своем философском смысле. Как отметил философ Уилл Кимлика, либерализм «дает людям возможность выбрать концепцию правильной жизни, и затем пересмотреть свое решение и сделать выбор в пользу новой и возможно лучшей жизненной стратегии». Либерализм, по определению, плюралистичный».