Профессор права в Йельском университете Оона Хэтэуй пишет
в The Washington Post о том, почему конфискация активов ЦБ РФ - плохая идея:
«Чиновников в Вашингтоне постоянно тянет к одной очевидно соблазнительной идее: они хотят конфисковать миллиарды долларов с замороженных счетов ЦБ РФ и отдать их Украине.
Но у плана есть один большой изъян: он на одно противозаконное действие — российскую специальную военную операцию — отвечает другим: конфискацией суверенных активов в нарушение международного принципа известного как суверенный иммунитет. Этот принцип гарантирует, что иностранные государства и их активы будут защищены от односторонней конфискации другими странами. Данный иммунитет распространяется на активы центральных банков, в том числе и российского.
<...> Кто-то, наверное, может подумать, что это абсурдно - выступать в защиту международного права в разгар военного конфликта <...>. Это было бы ошибкой. Украина сумела добиться успеха вопреки всему во многом благодаря тому, что она настаивала на соблюдении международного права. Если Киев и его союзники нарушат закон, конфисковав и захватив российские активы, они подвергнут этот жизненно важный элемент своей стратегии сомнению.
Конфискация активов положит начало волне похожих экспроприаций от лица России и других стран, что в итоге дестабилизирует защитную систему, на которой основывается глобальная структура финансов и мировой торговли. На выстраивание и укрепление этой системы США потратили десятки лет
Конфискация активов ЦБ РФ может также ускорить процесс «дедолларизации» по всему миру. Если США решат нарушить принцип суверенного иммунитета, страны-инвесторы, которые ищут тихую гавань, где они могут держать резервы своих центральных банков, могут теперь начать думать дважды прежде чем довериться финансовым институтам Америки. Ослабление доллара в качестве мировой резервной валюты, чей статус добровольно поддерживается остальными участниками, может навредить способности Вашингтона использовать свою финансовую мощь на мировой арене».