Научный сотрудник ИМИ МГИМО, социолог Алексей Токарев пишет:
«Недавно на публичной лекции сказал аудитории, что они все либералы. Возмутились. Мол, мы патриоты.
1) Либерализм — это свободный рынок, права и свободы человека. Если вам не нравится, что правительство решает, сколько носков в год вам нужно, а люба рыночная экономика и ещë больше приятны права и свободы человека, вы либерал. <…>.
2) Либерализм не идентичен оппозиции. Можно быть либералом и уважать/работать на/голосовать за власть. Мнение о том, что во власти работают только винтики, не имеющие мнения, не отражает реальность.
3) Оппозиция не идентична либерализму. Вождизм, авторитарные тенденции, отсутствие стратегирования, нежелание слушать других, неготовность к компромиссу, концентрация на сугубо негативной повестке, активизм любой ценой, включая подрыв национальной безопасности, охоту на персональные данные или доносительство — черты современной российской оппозиции, явно нелиберального характера.
4) Либерализм не определяет слабость государства. Только сильное государство, обладающее внешним и внутренним суверенитетом, способно поддерживать порядок и свободу. <…>.
5) Либерализм не равен западничеству. Либерал может (и должен) любить Отечество. <…>.
6) Свобода не означает ‘что хочу, то и ворочу’ <…>. Либерализм не равен безумной безответственности. Либерализм предполагает ответственное отношение к себе, обществу и государству.
7) Часть тех, кто руководил страной в 90е, были либералами. Называть целое поколение управленцев принадлежащим к одним ценностям — не понимать страну, подвергаясь магии упрощенчества.
8) Либерализм в классическом изводе (государство работает ночным сторожем и не имеет более никаких обязательств перед населением) сильно изменился. Современный либерализм вполне допускает высокий уровень социальных обязательств государства перед гражданами.
9) Американский неолиберализм — ценностный инструмент для оправдания гегемонии США. Либерализм вообще придуман не на их континенте, а на нашем <…>.
10) Либерализм в русском политическом лексиконе, безусловно, потерял первоначальное значение и используется как политический маркер для унизительного названия противников. Примерно как в 90е ‘патриот’ или ‘русский’ означало палитру красно-коричневого. Это положение ‘либерализма’ изменится так же, как изменился статус ’патриотизма’».