В GURU (издании Российской экономической школы) публикуется выдержка из исследования выпускника Совместного бакалавриата РЭШ и ВШЭ Станислава Петрова:
«Один из инструментов коммуникации, называемый forward guidance (публикации прогнозов по процентной ставке), постепенно набирает популярность у экономических регуляторов (также можно прочитать материал на портале "Эконс"). Публикуя в СМИ комментарии о своих решениях, Центробанк может рассказывать рынкам о своем видении экономической ситуации и делиться ожиданиями относительно будущих экономических условий. Так, российский ЦБ проводит пресс-конференции после заседаний по ключевой ставке, публикует регулярные прогнозы — как экономические, так и траектории ключевой ставки, выпускает множество обзоров, исследований, объясняющих материалов в разных форматах и даже выпустил игру. <...>
Это в идеальном мире все люди — от рядового вкладчика или игрока на бирже до главы крупной корпорации или руководителя министерства — имели бы одинаковое мнение об экономике и все их реакции были бы предсказуемы. Но в реальности мы по-разному реагируем даже на одни и те же сообщения. Свою роль играют личные убеждения, культурные и образовательные различия. Кроме того, не стоит забывать об "эффекте фрейминга" (впервые описан психологами Дэниэлом Канеманом и Амосом Тверски в 1981 г.) — это когнитивное искажение, когда разная форма подачи информации влияет на ее восприятие и последующую реакцию. <...>
Оказалось, что в коммуникации регулятора доминируют отрицательные эмоции (на графике видно, что они лежат в зоне "ниже нуля") — и на пресс-конференциях, и в пресс-релизах. При этом по сравнению с отредактированными и обезличенными пресс-релизами заявления председателя ЦБ на пресс-конференциях более эмоционально окрашены, и с 2016 г. они почти всегда звучат более негативно, чем пресс-релизы. <...>
На индекс Мосбиржи влияет тональность и пресс-релизов, и пресс-конференций. Повышение тональности пресс-конференции на одно стандартное отклонение приводит к росту доходности акций на 29,6 базисного пункта (б. п.). Такое же повышение тональности пресс-релиза соответствует снижению доходности примерно на 35,1 б. п. Хотя влияние пресс-релизов и конференций значительно отличается, в итоге они компенсируют взаимное влияние, и совокупный эффект равен снижению индекса на 5,5 б. п. Эта оценка соответствует результатам, представленным в исследовании о влиянии на рынок тональности заявлений ФРС.
А вот на индекс РТС влияние тональности пресс-релизов и выступлений председателя ЦБ оказалось статистически незначимым. Такая разница между влиянием на два индекса может быть объяснена их спецификой. Хотя у них одинаковая база расчета, индекс PTC основан на динамике долларовых акций, а индекс Мосбиржи выражен в рублях. Предположительно РТС в меньшей степени подвержен влиянию «сигналов» со стороны ЦБ, поскольку оно сглаживается изменением валютных курсов».