Американская исследовательская группа RAND Corporation в своём отчёте о будущей конфигурации противостояния между США и Китаем вместе с Россией пишет о ключевых отличиях текущего соперничества крупных держав от эпохи Холодной Войны:
«Вовлеченность США и СССР в конфликты в третьих странах основывалась на стремлении одержать верх в тотальной, всеобъемлющей геополитической и идеологической борьбе, когда две соперничающие державы пытались противостоять влиянию друг друга по всему миру. Например, США видели в победе Вьетконга во Вьетнаме не просто обычную победу одной стороны над другой в далёком гражданском конфликте. Министр обороны США Роберт Макнамара в 1964 году объяснял, что подобная победа дала Китаю возможность контролировать Вьетнам, а “в руках коммунистов этот регион будет представлять прямую угрозу безопасности США и безопасности семьи свободных стран”. Из-за характера глобального соперничества сверхдержав, которое можно описать как “игру с нулевой суммой”, триумф коммунистов в любой точке земного шара рассматривался США как своё собственное поражение, а победа капиталистов – как поражение СССР, что говорит о высокой вовлеченности двух держав в противостояние по всему миру.
<…> В сравнении с эпохой Холодной Войны, текущее участие США и России в недавних зарубежных конфликтах определяется не логикой игры с нулевой суммой. Сдерживание России не является самой приоритетной задачей США, хотя для Штатов ограничение российского влияния в целевых и пограничных странах остаётся важной целью. Кремль действовал из логики “предотвращения войны”, согласно которой он пытался помешать смене режимов там, где, по его мнению, в этой смене участвовал Вашингтон, и удержать у власти лояльные Москве правительства. Тем не менее, у России были и другие причины для участия в конфликтах, а её стремление укрепить своё влияние исходило из желания заставить Америку и её союзников отказаться от политики дипломатической изоляции России после 2014 года, чего она и пыталась добиться, мешая Вашингтону установить контроль над Сирией. Что касается Ливии, то логика этого конфликта как стратегического соперничества между США и РФ была ещё менее ярко выражена.
<…> Ещё одна отличительная черта конфликтов в Сирии и Ливии заключается в том, что Россия и Америка очень осторожно и внимательно относились к друг другу. Не беря в расчёт несколько инцидентов, куда были вовлечены ЧВК Вагнер и Силы специальных операций США, прямых столкновений между сторонами практически не было».