Стажер-исследователь Центра республиканских исследований Дарья Кормановская пишет о сути конфликта вокруг «Троицы» Рублева:
«Бесконечный, как повторяющийся кошмар, троицын день славы президента, патриарха и многонационального русского народа может отпраздновать очередную победу: нахождение «Троицы» в Храме Христа Спасителя продлено до <…> 18 июля. Хрупкая доска из липы должна отслужить своё перед государством, по всей видимости, вплоть до каких-то ощутимых фронтовых изменений — а после может ссыпаться в труху и пепел, выполнив своё предназначение для квази-исторического спектакля. <…>
Заложен ли в основание сложившейся ситуации конфликт между православными христианами и светскими защитниками культурного наследия? <…> Нет. Мне так не кажется. <…>
]Передача иконы не задумана как начало большой кампании по возвращению церковных ценностей. Если бы это было так, подготовка и сам процесс заняли бы десятилетия, а в приоритете должны были быть вещи хорошей сохранности. Так, возвращение раки Александра Невского в Лавру не вызвало большого резонанса. Вернуть хотят конкретную икону, вот эту — самое ценное, что символически у нас и у вас есть, но взята она будет физически. Нравится красавице, не нравится — ну, вы поняли.
Для подобного <…> потребовалась бы автономия церкви, отчасти вступающей в конфронтацию с государством, а также численное доминирование живых православных пространств с активными приходскими общинами. <…> Откуда в сегодняшней России есть убеждённость в том, что православие является одним из центральных столпов страны? Три десятилетия здесь строились торговые центры, муравейные жилые комплексы и бетонные однотипные церкви для городских окраин. <…>
Итак, на сегодняшний день конкретные люди хотят забрать всего лишь одну конкретную икону, именно ту, символическая сила которой обратно пропорциональна её физическому состоянию. С горечью и трепетом мы снова видим, насколько всё прекрасное — хрупко. В обществе подобное решение опирается на одобрение тех, кто всего лишь по незнанию уверен, что в церкви икона прекрасно себя чувствовала целых пять веков, и только в музее она начала «болеть». Есть ли в этой транспортировке непосредственно православный интерес? Полагаю, нет. Церковь веками не смущается списков и копий. <…>
Конфликт лишь в очередной раз обнажает фундаментальные противоречия национального государства и древние, как свет культуры, вопросы о тирании. Нам всем проще представить патриархию и прихожан как духовных собственников, а интеллигенцию — как собственников бездуховных, конфликт — метафизическим, но в действительности это не так. «Троица» сегодня скандализирует привычные бинарные идеологемы, которыми довольствуется публика за неимением возможности участвовать в политике, в то время как за большой идеологемой кроется частный интерес государственного лица. <…>
Искусство, друзья, должно принадлежать народу. А народ, как вы все хорошо помните, «есть не всякое случайное сборище людей…»